О единобожии и язычестве: проповедь митрополита Марка в день памяти мученика Евстратия

.

Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Дягилевском храме Рождества Богородицы, посвященная вере в Единого Бога, а также о ее противоположности - многобожии, и о современном идолопоклонстве.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Мы совершили сегодня, дорогие братья и сестры, Божественную службу – службу, которая называется Божественной литургией или Евхаристией, что в переводе означает «благодарение». Мы совершаем эту службу Богу, которого называем Единым, Истинным Богом.

Мы говорим о единстве Бога в противоположность воззрениям, которые Церковь называет языческими. Что означает слово «язычество»? Это слово происходит от слова «язык», то есть – народ. Оно связано с историей Ветхого Завета, когда многие народы исповедовали своих богов. Они поклонялись своим идолам, приносили им жертву. В противоположность этим языческим идеалам, языческим богам и верованиям, Ветхий, а затем и Новый Завет отстаивал чистоту единобожия. В Ветхом Завете мы читаем о том, что Господь повелевал сокрушать идолов. В Новом Завете мы постоянно слышим, что человек, который верит в Бога, верит в Иисуса Христа, не может поклоняться идолам. И история христианской Церкви являет собой пример мужественной борьбы с язычеством, идолослужением.

Древние христианские мученики, память которых совершается и сегодня, отстаивали единобожие, они отказывались хотя бы жестом согласиться с языческими представлениями. Когда им говорили: что вы выберете – смерть, или пройти мимо идола, бросить ему щепотку ладана и тем самым сохранить жизнь? Мученики отказывались от последнего, они предпочитали вечную жизнь со Христом и смерть тела служению идолам.

Нам кажется, что времена идолослужения прошли. И мы наслаждаемся единобожием, ходим в храмы, посвященные единому Богу, и никто не заставит нас заниматься поклонением кумирам. Однако это нам только кажется.

Нам кажется, что времена идолослужения прошли. И мы наслаждаемся единобожием, ходим в храмы, посвященные единому Богу, и никто не заставит нас заниматься поклонением кумирам. Однако это нам только кажется.

Человечество, увы, постоянно уклоняется с правых путей в разного рода заблуждения и, в том числе, в служение идолам.

В чем же состоит служение идолам, спросите вы? Мы видим, как люди поклоняются современным кумирам, как они почитают и сходят с ума по звездам эстрады, по артистам кино и так далее. Но есть и другие грехи, также связанные с темой поклонения идолам. Сегодня в чтении апостольском апостол Павел говорит нам о том, что если человек предан страсти блуда, нечистоты, то он сам по себе является идолослужителем. Потому что он возводит в высшее достоинство свои страсти, служение своему телу и плотским наслаждениям – и тем самым становится идолопоклонником.

Если мы откроем Библию и посмотрим, как относились к поклонению многим богам на страницах Ветхого Завета, если посмотрим, как мученики с мужеством и бесстрашием отказывались от служения кумирам, то нам покажется страшным то, насколько мы преданы земным представлениям – тому, что Церковь называет идолослужением.

Но если мы живем таким образом, мы должны понимать, что совершаем служение, которое является антиподом подвигу святых мучеников, прославляемых Церковью. Поклоняясь сегодня их подвигу, будем помнить о том, каким образом утвердилась Церковь. Господь пролил сначала Свою драгоценную кровь, избавив нас от диавольской прелести. Мученики сеяли веру свидетельством, которое утверждали своей кровью.

Дай Бог и нам, братья и сестры, держаться того же пути, избегать идолослужения, неявного, но сокровенного, которому мы часто оказываемся удобопреклонны. Дай нам Бог молитвами святых мучеников совершать чистое служение Богу и проводить чистое жительство. Аминь».