О приоритетах и отношении к ближним

.

Слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка в Успенском храме села Казарь после освящения придела в честь Трех Святителей.

В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали слова, которые могут показаться нам слишком жесткими. Апостол Матфей передает следующие слова Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».

Как же понимать эти слова? Что же, Христос учит не почитать отца или мать? Но ведь в Ветхом Завете было сказано — почитай отца и мать, и благо тебе будет, будешь долголетен на земле. Не может же Господь отменять заповедь о почитании родителей, ведь Он Сам сказал — Я пришел не разрушить, но исполнить закон. Как же в таком случае следует понимать Его слова?

Мы видим в истории Церкви буквальное исполнение слов Спасителя некоторыми святыми. Так, когда к преподобному Феодосию Киево-Печерскому, покинувшему родительский дом, пришла его мать, он не стал с ней встречаться, настолько сильным было в его цельной натуре стремление исполнить все слова Господни в точности. И он, возлюбив Христа и отвергшись от мира, стремился буквально во всем следовать Его словам.

Мы видим немало подобных примеров и в истории других святых, в том числе, среди мучеников, когда родители язычники пытались отвратить своих детей от Христа, но дети не слушались их речей и отдавали свою жизнь за исповедание веры во Христа.

А как же нам воспринимать эти слова Спасителя, должны ли мы отказываться от любви к родственникам, родителям, детям? Самое главное — чтобы мы старались исполнить слова Христа искренне и нелицемерно. Примеры лицемерного отношения к заповедям Божиим мы видим среди книжников и фарисеев. Помните, как обличал их Христос? Вместо того, чтобы исполнить заповедь о почитании родителей и отдать им что-то необходимое им из имущества, они говорили — это корван, то есть дар Богу. И родители оставались без помощи, заботы и материального вспомоществования. Конечно, Христос осуждает такое лицемерное отношение к исполнению заповедей. Так как же можно и нужно людям, особенно живущим в миру, исполнять эту заповедь Божию о том, что любить нужно больше Бога, нежели родителей и детей?

Речь идет, прежде всего, об исполнении Божией заповеди. Мы должны любить наших ближних, тем более, что Христос сказал: «Что вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». И почитая ближних наших, в том числе, родственников, мы творим милость Самому Спасителю.

Но вместе с тем бывают такие ситуации, когда родители или дети могут отвращать нас от исполнения заповедей Божиих. Вот пример — в нашей стране происходит около полумиллиона убийств во чреве ежегодно. То есть ежегодно около полумиллиона женщин решают убить своих детей еще до их рождения. И в том числе эти убийства происходят по вине ближних. Иногда родители, мамы этих несчастных женщин, говорят — ну как ты будешь воспитывать этого ребенка, плодить нищету, лучше сделай аборт! А уж потом поправишь материальное положение, найдешь мужа, вот тогда рожай и воспитывай. И несчастная женщина соглашается на убийство, а потом несет этот грех и его последствия всю свою жизнь. Нужно слушать родителей в такой ситуации? Конечно, нет! Приоритетом для нас должны быть заповеди Божии, а не слова родителей, особенно, склоняющих ко греху. И примеров такого выбора можно привести много. В таких случаях проявляется наша твердость и то, к чему стремится наше сердце. Мы думаем о Боге, стремимся исполнить Его волю, хотим быть верными Спасителю или для нас путь греха, особенно, если он исходит от родителей, является приемлемым?

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы действительно стремились любить Бога больше, нежели слушать родителей или детей, особенно когда речь идет о склонении ко греху и преступлении. Дай Бог всем нам всегда на первое место ставить Бога и Его святые заповеди, и уже потом вслед за этим стремиться угождать нашим ближним и следовать их советам.

7 августа 2021 года