Об образе Небесного Отца, Его любви и милосердии

.

Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка, сказанная в Неделю о блудном сыне в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь предлагает для нашего назидания удивительную притчу, которая называется по имени своего главного героя притчей о блудном сыне.

В этой притче Господь приводит удивительный пример. Пример того, как некий человек решает жить самостоятельно, бросает родительский дом, попросив предварительно часть наследства, а потом, дойдя од крайней степени унижения, возвращается обратно.

В Евангельском чтении мы слышали все злоключения блудного сына. И то, как он сначала жил распутно, промотал все свое имение, и то, как он дошел до крайней степени уничижения, так что вынужден был пасти свиней и есть ту пищу, которую ели свиньи. Учитывая то, что слушатели Спасителя были иудеями, евреями, которые не вкушали свинину, еда и жизнь со свиньями в их представлении обозначала крайнюю степень унижения человеческого достоинства.  И вот, наконец, тот блудный сын решил вернуться к своему отцу и в конце концов возвращается.

Если говорить об образе блудного сына – это образ как всего человечества, так и каждого человека в отдельности. Слушая эту притчу, мы слышим и в своем сердце голос обличающей нас совести, которая говорит нам – и ты такой же!

Если мы обратим свои взоры либо к истории человечества, либо к своим собственным падениям, то увидим много близкого или подобного тому, что сотворил с собой блудный сын. На самом деле подобных примеров множество, и ничего исключительного в поведении блудного сына нет. И главным героем по сути дела является не блудный сын. Таких примеров множество, и все мы блудные сыновья и дщери своего Небесного Отца. Самое удивительное, что есть в этой притче, в этом образе – это милосердие и любовь отца. Ведь эта любовь победила все, все препятствия, все искушения, которые стояли на пути всепрощающей  любви Небесного Отца. Сначала Отец стерпел первое унижение – блудный сын сказал: отдай мне часть имения. 

Когда раздают имение, когда делят наследство? Когда родители умерли. Тем самым блудный сын показал: ты мне, отец, не нужен, я жду твоей смерти, жду части своего достояния. Отец стерпел все это, и, отдав часть имения, отпустил своего сына.

Когда раздают имение, когда делят наследство? Когда родители умерли. Тем самым блудный сын показал: ты мне, отец, не нужен, я жду твоей смерти, жду части своего достояния. Отец стерпел все это, и, отдав часть имения, отпустил своего сына. А потом, когда тот возвратился, принял его, и не просто принял,  но принял с распростертыми объятиями. Мы слышим такие слова в Евангелии: когда он увидел сына издали, он стал для него мил, и отец не только принимает его, не журя, он дает ему лучшую одежду. И не только лучшую! В русском языке мы читаем выражение, что блудный сын получил лучшую одежду. А в славянском языке – другой смысл, другое значение: первую одежду. И вот этот смысл – первую одежду – говорит о многом. О том, что любящий отец прощает все, и восстанавливает своего сына в прежнем достоинстве. Он не обращает внимания на его прегрешения, он принимает его так, как если бы не было этих тяжелых испытаний, не было лет лишений, странствия и пороков.

 

И этот образ Небесного Отца является для всех нас главным побудительным мотивом к покаянию и к обращению к Богу. Всякий человек имеет пределы терпения. Многие из родителей, наверное, могут себя поставить себя в положение персонажа евангельской притчи. До какой степени хватило бы терпения у вас ждать, терпеть, снисходить, миловать?.. Терпение Небесного Отца беспредельно. Мы нередко слышим в текстах богослужебных такие слова: Христос многомилостив, человеколюбец и так далее. А что конкретно обозначают эти слова, какое содержание скрывается в них? Как раз то содержание, которое мы слышим в сегодняшней притче. Что небесный Отец готов принять всех нас в любом нашем состоянии,  готов очистить наши грехи, готов убелить нас, поднять нас из любой грязи, лишь бы мы этого серьезно и реально захотели. Неслучайно этот образ Церковь предлагает нам в преддверии Святой Великой Четыредесятницы и потом еще на протяжении всего периода поста, особенно некоторых недель, мы будем слышать об этом образе, об этом примере.

Когда человек слышит только о том, что Бог велик, Бог суров, Бог гневен, Бог наказывает, то кого-то может охватить отчаяние – чувство, что Бог не простит. Но вот не кто-то, не просто рассказчик, не богослов, а сам Господь в притче показывает, каков образ Небесного Отца, какова Его любовь и милосердие.

Будем помнить об этом и любить своего Небесного Отца ответной любовью, ждать Его, избегать грехов и всегда помнить, что нет никакого более любящего нас, чем наш Небесный Отец. Аминь».