Архиепископ Димитрий (Градусов, в схиме Лазарь)

.

10 апреля 2016 года исполняется 60 лет со дня упокоения схиархиепископа Димитрия (Градусова), в 1944 – 1950 годы Управляющего Рязанской епархией (с февраля 1944 г. по 13 января 1947 г.). Владыка Димитрий был духовным наставником митрополита Никодима (Ротова), архимандрита Авеля (Македонова, в схиме Серафима); помог определить жизненную стезю будущего митрополита Симона (Новикова).

 
Архиепископ Димитрий (Градусов Владимир Валерианович) родился 14 июня 1881 года в Ярославле в семье преподавателя Ярославской мужской гимназии Валериана Градусова и его супруги Екатерины.

Градусовы были из потомственных дворян старинного русского уклада. Обычно в таких семьях детям прививали, в первую очередь, любовь к православной вере, Отечеству и благоговейную память к своим славным предкам, старались также дать хорошее домашнее воспитание и образование. Именно в семье смогли получить развитие литературные, поэтические и музыкальные дарования Владимира. В юношеские годы, начиная с 1900 года, он пишет первые свои стихотворения, а с 1902-го делает попытки сочинения серьезных музыкальных произведений. В Ярославских газетах за 1904-1909 годы помещен ряд его статей на музыкальные темы.

Среднее образование Владимир Градусов получил в той же гимназии, в которой преподавал его отец, а высшее – в Ярославском Демидовском юридическом лицее, после окончания которого, с 1909 по 1919 год, Владимир Валерианович состоял на гражданской службе на различных должностях по ведомству Министерства юстиции в Ярославле и Вологде. Работа молодого юриста была связана с местами отбывания наказаний уголовных преступников.

Владимир Валерианович относился к своей профессии со свойственной ему серьезностью и обстоятельностью. В 1910 году он стал автором «Справочника по пенитенциарной части» для губернских правлении, который был издан в Ярославле; с 1912 по 1916 год в «Вестнике Министерства юстиции», издававшемся в Санкт-Петербурге (с 18 августа 1914 г. – Петроград), публикуется ряд его серьезных статей по этой же теме. В 1912 году он был переведен на работу в Вологду помощником губернского тюремного инспектора, но душа его стремилась к деятельности иного рода. С 1912 года по благословению Преосвященного Евгения (Болховитинова), епископа Вологодского и Устюжского, Владимир Валерианович Градусов начинает совмещать свою основную работу с административно-хозяйственной деятельностью в Церкви – он избирается старостой одного из приходов Вологоды. В те годы он не оставлял своих литературных трудов, но они все чаще носили церковно-проповеднический характер, Так, в 1913 году в том же «Вестнике Министерства юстиции)) публикуется его статья «Святые узники земли Русской». К тому времени он был уже женат и в семье подрастала дочка.

В период революции Владимир Валерианович пострадал от красногвардейцев, участвовавших в подавлении белогвардейского мятежа в Ярославле. Он к мятежу никакого отношения не имел, но его зверски избили, переломав ноги, за «неправильное» происхождение. До конца земной жизни владыка Димитрий страдал от болей в ногах и ходил с палочкой.

В качестве представителя православных верующих Вологодской епархии он принимал участие в работе Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. Владимир Валерианович как профессиональный юрист принимал активное участие в выработке деяний Собора, особенно по вопросам о единоверии и единоверческих епископах, о создании комиссии для расследования мученической кончины митрополита Владимира (Богоявленского), о создании «Положения о православных приходах» и многих других. Так, на заседании Собора, проходившем 4 марта 1918 года, при выработке деяния №88 он подчеркивал важность церковной дисциплины в деле приходского строительства; в частности, он говорил: «В противном случае среди членов прихода могут оказаться люди инакомыслящие, которые будут проводить свою линию, чуждую Православной Церкви. Приход не мыслим без прихожан, но они должны быть не мертвыми, а живыми членами тела церковного, действительными сотрудниками, а не врагами Церкви».

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, сказал ему: «Вам бы нужно, Владимир Валерианович священство принять». Он, ненадолго задумавшись, ответил: «Ваше Святейшество, я воспринимаю Ваше слово, как глас Божий. Я согласен».

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, в ходе работы Собора обратил внимание на серьезного, активного и высокообразованного представителя вологодских мирян и сам предложил ему встать на путь служения Церкви в священном сане: как-то, улучив несколько минут во время перерыва в заседаниях, Первосвятитель сказал ему: «Вам бы нужно, Владимир Валерианович священство принять». Он, ненадолго задумавшись, ответил: «Ваше Святейшество, я воспринимаю Ваше слово, как глас Божий. Я согласен».

8 декабря 1919 года святителем Тихоном Владимир Валерианович Градусов был рукоположен в сан диакона, а на следующий день, 9 декабря, – в сан священника московского Успенского собора. В то время он не оставляет также свою литературно-проповедническую деятельность. В период с 1917 по 1919 год в Вологодских газетах вышли его статьи: «О, Пасха, избавление скорби...», «Глаголы вечной жизни», «Венец терновый». «Праздник Церкви Российской». «Памяти Митрополита Владимира». «Цветы пустыни» и другие.

В 1920 году о. Владимир был переведен в Ярославль, где служил настоятелем Иоанно-Златоустовского храма, что в Коровниках. Впоследствии он рассказывал своим духовным чадам о причине его глубокого почитания святителя Иоанна Златоуста. Как-то приближался день памяти свт. Иоанна – престольный праздник его храма, а он тяжело заболел, лежал с высокой температурой, не мог подняться и очень скорбел из-за этого. И вдруг видит, что, как наяву, к нему подходит святитель Иоанн Златоуст и говорит: «Тебе надо встать, завтра должен всенощную служить в моем храме». Затем, взяв его за руку, поднял с постели. Отец Владимир встал и болезни – как не бывало, и служба прошла, как нельзя лучше.

Время гонений на Православие не миновало Иоанно-Златоустовский храм: он, как и многие другие, был закрыт. Богослужение совершалось только в маленьком Никольском храме в пригороде Ярославля, за р. Которослью. Но в нем служили обновленцы. Придел в честь прп. Сергия Радонежского этого храма власти отдали единоверцам.

Для Патриаршей Церкви, сторонников святителя Тихона, оставили лишь одну крошечную часовню при том же храме, в которой могли поместиться лишь 15-20 человек молящихся. В этой часовне и стал служить отец Владимир Градусов после закрытия Иоанно-Златоустовской церкви. Православные ярославцы в храм к обновленцам не шли, а старались попасть на службу в часовню. Места всем, конечно, не хватало, и народ толпами, несмотря ни на какую погоду, простаивал в течение богослужения у входа в часовню. Обновленцы иногда зазывали верующих к себе: «Что вы стоите на улице? Заходите молиться к нам», но, как правило, получали ответ: «Нет, нет, мы уж лучше на улице тут будем». В том, что ярославцы, в основном, были преданы своей Патриаршей Церкви, большая заслуга была и о. Владимира Градусова, который, несмотря на крайне стесненные условия своего пастырства, разъяснял мирянам заблуждения еретиков.

В 1938 году о. Владимира постигла большая скорбь из-за ухода из жизни земной дорогих его сердцу жены Анны и дочери Наталии. Дочь к тому времени уже была взрослой, работала врачом. Единственным утешением для него среди близких оставалась старенькая нянька Евфимия, которая знала его с самого младенчества.

Спустя несколько лет, в 1942 году, Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский, будущий Патриарх Московский и всея Руси) убедил о. Владимира принять монашество с последующим подвигом епископского служения. 9 января 1943 года священник Владимир Градусов был пострижен в монашество с именем Димитрия, а 24 января он был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 24 августа 1943 года владыка Димитрий назначается епископом Ульяновским. 8 сентября того же года он был участником Собора епископов Русской Православной Церкви, на котором 19 иерархов единогласно избрали Патриархом Московским и всея Руси Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Собор также обратился к христианам всего мира с призывом объединить усилия по борьбе с фашизмом. 12 сентября 1943 года епископ Димитрий присутствовал в Москве на интронизации Святейшего Патриарха Сергия.

В то время продолжалась борьба с обновленчеством. Патриарх Сергий, зная твердую позицию Ульяновского владыки Димитрия в отношении обновленцев, часто включал его в состав комиссий по чиноприему обновленческих архиереев, обращавшихся с покаянием к Святейшему Патриарху. Так, 4 декабря 1943 года он был в составе лиц, принимавших покаяние обновленческого митрополита Корнилия (Попова); 2 марта 1944 года в зале заседаний Священного Синода принес покаяние первоиерарх обновленческой церкви митрополит Виталий (Введенский). Это была окончательная победа над ересью обновленчества.

С декабря 1943 по февраль 1944 года епископ Димитрий был командирован для временного управления Орловской епархией, а в феврале 1944 года переведен на Рязанскую кафедру. Тогда архиерей, управляющий епархией, имел титул Рязанский и Шацкий», а с 12 мая 1944 года титул изменился на «Рязанский и Касимовский».

В Рязани епископ Димитрий проявил свойственную ему духовную мудростью, милосердие и самоотверженное служение Церкви и вверенной ему пастве.

В Рязани епископ Димитрий проявил свойственную ему духовную мудростью, милосердие и самоотверженное служение Церкви и вверенной ему пастве. В 1945 году Рязанский владыка Димитрий участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, который проходил в Москве с 31 января по 2 февраля. На Соборе решались вопросы об избрании Патриарха Московского и всея Руси и о принятии Положения об управлении Русской Православной Церковью. В ходе избрания Патриарха протоиерей Николай Колчицкий, Управляющий делами Московского Патриархата, опрашивал всех правящих архиереев о кандидатуре на это высокое церковное послушание. Когда слово было предоставлено Преосвященному Димитрию, епископу Рязанскому и Касимовскому, он сказал: «Я, клир и паства Рязанской епархии избираем Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященнейшего отца нашего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского». Решение Собора было единодушным, и Святейшим Патриархом был избран митрополит Алексий (Симанский). В том же году владыка Димитрий (Градусов) был возведен в сан архиепископа. В октябре следующего года, 1946-го, владыка Димитрий вызывался на зимнюю сессию Священного Синода.

 

Одним из важнейших его благодеяний рязанской пастве было то, что он добился возвращения православным рязанцам Борисо-Глебского собора, закрытого еще в 1935 году для размещения в нем пехотной школы.

Решением Совета Министров СССР от 8 июня 1946 года было разрешено начать в соборе богослужения. Архиепископ Димитрий получил это распоряжение 22 июня того же года, накануне дня памяти святителя Василия, Рязанского чудотворца. В тот день он пришел в Скорбященскую церковь и, со слезами на глазах, положив документ на престол, сказал священникам: «Вот я был во властях. Мне дали документы на Борисо-Глебский собор. А так как все это произошло в канун памяти святителя Василия, то, если я умру, все равно сделайте придел ему в соборе». По благословению Преосвященного Димитрия в соборе сразу же начались ремонтные работы. В течение почти двух лет над интерьером храма трудились мастера из Палеха – иконописцы братья Блохины и скульптор Гаврилов.

Рязанский Борисо-Глебский собор. Архивное фото

После возобновления Борисо-Глебская церковь вновь получила статус кафедрального собора. 27 января 1947 года архиепископ Димитрий (Градусов) в сослужении городского духовенства и при стечении многочисленных богомольцев освятил главный престол собора и совершил торжественный благодарственный молебен.

Владыка Димитрий без сомнения был благодатным и прозорливым старцем. Об этом свидетельствовали многие, знавшие его, и, в частности, архимандрит Авель, наместник Иоанно-Богословского монастыря, который был иподиаконом владыки, а затем принял от него монашеский постриг и благодать священства.

Отец Авель рассказывал: «В свое время я иподиаконствовал у архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева), но вот пришла весть, что в Рязань прибыл новый владыка. И вот однажды под Боголюбскую (1 июля н. ст.) вижу сон. Иду пешком из города в Никуличи, а дорога была мимо Скорбященской церкви. Из церкви народ идет и говорит: «Владыка служил». Вижу, идет старец, как преподобный Серафим, согнутый, а лицо – владыки Димитрия. Поняв, что это архиерей, я поклонился, сложил руки для благословения и жду, когда он мне даст свою руку поцеловать. Но он меня вдруг обнял, прижал голову к себе и сказал: «Ангел мой». Я растерялся и говорю: «Владыка, а я у прежнего владыки иподиаконствовал». Он отвечает: «И мне будешь, и еще будешь служить».

А позже произошло вот что. Рядом со Скорбященской церковью военкомат был, и меня туда вызвали. Я отправился по повестке, но прежде зашел в Скорбященскую церковь, и иподиаконы мне говорят: «Ты, может быть, задержишься? Тебе в военкомат к десяти, а владыка приедет в девять. Может, поможешь облачить?» Я говорю: «Владыка-то новый, может, он меня и не благословит». Пошли мы его встречать. Он приехал на пролетке. Я как его увидел, тут же понял, что именно его видел во сне. Когда владыка Димитрий сошел с пролетки, я поклонился, прося благословения, а он меня обнял, прижал голову к себе и сказал: «Ангел мой».

Во время службы я все нервничал: в военкомат-то надо идти к десяти часам. И все-таки решил идти. Уже взялся за орарь, чтобы снять его. Владыка в это время стоял перед престолом. Он повернулся ко мне и сказал: «Не снимай, стой так». Я поправил орарь и всю литургию проиподиаконствовал. И только после службы пошел в военкомат. Оказалось, что в тот день там был выходной, и кто-то по ошибке разослал повестки…

Как-то раз у меня так разболелась голова, что в церковь я пошел только через силу. Ко всенощной пришел владыка Димитрий. Стою, облачаю его. Владыка снял с себя скуфью бархатную и на меня надел. Я хотел снять и отдать, чтобы повесить. Но он сказал: «Постой так, постой». Так, в его скуфеечке, я его и облачил. А потом он сам ее с меня снял и говорит: «У тебя головка-то прошла?» Вот такой он был, владыка-то! И таких случаев было очень много».

В 1940-е годы владыка Димитрий не оставлял своих церковно-публицистических трудов. Известны его сочинения, которые печатались в «Журнале Московской Патриархии», в том числе: «Памяти Патриарха Сергия», «Жребий св. Кукши», «Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы», «Гордость Рязани – митрополит Стефан Яворский», «Послания Патриарха Сергия (Патриарх Сергий и его духовное наследие)». Архиепископ Димитрий был автором и духовной поэзии.

13 января 1947 года Священный Синод на основании личного прошения владыки Димитрия принимает решение о его переводе на Ярославскую кафедру. Таким образом, сразу же после освящения Борисо-Глебского собора в Рязани, он убыл к месту своего нового назначения – в родной Ярославль. Надо сказать, что пребывание владыки Димитрия (Градусова) в Рязани положило начало церковному служению еще одного рязанца – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, Постоянного члена Священного Синода – митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова).

Борис Ротов, как и его друг Николай Македонов, нес у Рязанского владыки Димитрия послушание иподиакона. Уже в Ярославле 17 августа 1947 года архиепископ Димитрий рукоположил Бориса Георгиевича Ротова в сан диакона, а через 2 дня, 19 августа, в день Преображения Господня, он совершил его пострижение в монашество с наречением имени Никодима. 20 ноября 1949 года владыка рукоположил иеродиакона Никодима во иеромонаха. В период пребывания архиепископа Димитрия на Ярославской кафедре иеромонах Никодим был его личным секретарем и клириком кафедрального Феодоровского собора Ярославля.

Могила архиепископа Димитрия на Туговой горе. Фото с сайта: http://mamanyaforbaby.blogspot.ru/2012/04/blog-post_10.html

22 февраля 1950 года архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий был удостоен права ношения креста на клобуке. Через четыре года, 31 июля 1954-го, из-за ухудшения здоровья владыка Димитрий уходит на покой. 4 апреля 1956 года его состояние резко ухудшилось, и в тот же день он причастился Святых Христовых Таин, затем над ним было совершено Таинство елеосвящения, а вечером он принял схиму с наречением имени Лазаря – в честь святого праведного Лазаря Четверодневного. Постриг совершили епископ Угличский Исаия (Ковалев), викарий Ярославской епархии, и игумен Авель (Македонов).

10 апреля 1956 года схиархиепископ Лазарь тихо и мирно скончался. Он был погребен на ярославском кладбище, что на Туговой горе. Рядом покоится прах его жены, дочери и няни. Отпевание почившего иерарха совершили архиепископ Ивановский Венедикт, епископ Угличский Исаия, 25 священников и шесть диаконов.

Всю свою жизнь архиепископ Димитрий (Градусов) отдал служению Святой Православной Церкви, Отечеству и людям. Он был деликатен и крайне добродушен. Все, что ему дарилось и преподносилось, он сразу раздавал нуждающимся, строго исполняя наказ Спасителя: «Всякому, просящему у тебя, дай», и, как правило, не проходил мимо ни одного нищего. Особым ликованием его душа исполнялась на Пасху, в день Светлого Христова Воскресения: владыка радостно приветствовал всех с этим неземным торжеством, с каждым, в том числе нищими, христосовался и говорил: «Дорогой мой, Христос Воскресе!»

В завершение этого краткого повествования мы помещаем стихотворение «Христос Воскресе!», написанное архиепископом Димитрием (Градусовым) и опубликованное в 4 номере «Журнала Московской Патриархии» за 1947 год.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

 Из года в год, порой весенней,

Нисходит в мир Святая ночь,

Когда сильней и дерзновенней

Могу я скорби превозмочь.

 

Где смерти страх, где муки ада?

Они бессильны надо мной,

Как будто рушилась преграда

и между небом, и землей...

 

Недолгий гость земли печальной,

Я в небо, в вечность восхищен,

И слышу я Отчизны дальней

Святой, пасхальный перезвон:

 

О, ночь пленительного счастья!

Ты лучше солнечного дня,

Прими меня в свои объятья

И в вечность передай меня.

 

Но... ночь пройдет и день минует,

И Праздник Светлый отойдет,

И снова сердце затоскует,

Пока отрады не найдет.

Димитрий (Градусов),

архиепископ Рязанский и Касимовский

 

Монахиня Мелетия (Панкова),

заслуженный работник культуры РФ