Страстная или Цветная? История и современные особенности последней недели перед Пасхой

.

Страстную седмицу можно назвать самым строгим периодом поста. Она стоит «особняком», не входит в Святую Великую Четыредесятницу, и поэтому каждый ее день — это совершенно особое время.

О том, как раньше верующие проводили последний этап пути перед главным православным праздником, с какого времени эта седмица выделялась Церковью особо, какие символы и смысл раскрывают для внимательного богомольца ее богослужения — рассказывает протодиакон Анатолий Ковшиков, клирик Христорождественского кафедрального собора города Рязани.  

Протодиакон Анатолий Ковшиков
Когда мы обратимся к истории, то увидим, что дни Страстной седмицы действительно стояли совершенно особо и отличались строгостью. Так, если взять людей семейных, то они в это время старались даже не общаться друг с другом! Это, кстати, написано и в Триоди, там есть такие небольшие заголовки о том, как должно проводить дни Страстной седмицы.

А много веков назад все было иначе…

Если копнуть глубже в историю, исследуя происхождение Страстной седмицы, то вас там будут встречать неожиданные открытия. Например, у моих студентов в Рязанской православной семинарии становятся очень удивленные лица, когда я им рассказываю, что раньше Страстная седмица называлась… Светлой, а точнее — Цветной седмицей! 

Это, мягко говоря, необычно, и возникает закономерный вопрос – а почему так было? Ответ достаточно прост - да потому, что в Великий пост используется одна книга, Постная Триодь, а в Пасхальный период до самой Троицы — другая, она называется Цветная триодь. И как раз Цветная Триодь в старину использовалась с Недели ваий, то есть как раз с начала Страстной седмицы. Последняя предпасхальная раньше не носила такой сугубо покаянный характер, страстной, это была именно подготовительная неделя перед Пасхой. И отголоски такого отношения к неделе, которую мы теперь привычно называем Страстной, можно найти и сейчас.

Вот, скажем, я спрашиваю у студентов или даже знакомых священников: вы заметили, каким напевом в наше время поются обычные песнопения на богослужениях Страстной седмицы?

Постовым? Ничего подобного! Уже с Великой среды начинают петь по-красному, торжественно. Это удивительно — наступают самые тяжелые, страстные дни, страдания Христа, а мы поем по-красному!.. 

А когда у нас заканчивается Великий пост? Кто-то твердо скажет, что на Пасху, ведь здесь мы разговляемся, а кто-то скажет, что раньше. 

А что говорят авторитетные источники?

Постная Триодь свидетельствует, что пост у нас заканчивается в пятницу, когда мы уже начинаем вспоминать воскрешение праведного Лазаря.   

Типикон же говорит о времени окончания поста немного по-другому: что его последний день — Великая среда.

Но торопиться разговляться в пятницу накануне Лазаревой субботы или в Великую среду не надо! (смеется).

В семинариях есть такой предмет - Церковное право. И на нем мы слышим замечательные слова: если в области, епархии или даже храме существует определенная практика более тридцати лет, это уже не практика, а устав.

И Постная триодь — это, можно сказать, уже многовековой утвержденный устав, хотя  Типикон и учит нас уже иначе. 

Что же указывает на окончание Великого поста именно в Великую среду?

В Великую среду совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров
В среду заканчивается чтение Псалтири. В этот день служится последняя литургия Преждеосвященных Даров. Делаются последние земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Во все дни Четыредесятницы священник в конце предыдущей службы, называемой изобразительны, перед самой литургией Преждеосвященных Даров, давал отпуст. А в Великую среду отпуст перед литургией не возглашается. Предстоятель здесь испрашивает прощения у народа. То есть с прощения Великий пост начинался и прощением он заканчивался.

А после Великой среды…

Начиная с четверга вспоминается начало Таинства Евхаристии, Причащения. Но мало кто задумывается над тем, что еще вспоминается в этот день, а ведь там есть целых три важных момента! Помимо первого, как раз Таинства Святой Евхаристии, мы вспоминаем еще  омовение Христом ног ученикам, моление в Гефсиманском саду и целование Иуды. Это все — события одного вечера из Евангельской истории.

В четверг утром служится литургия святителя Василия Великого. Ведь средой, как уже было сказано, закончились литургии Преждеосвященных Даров, и с этого времени служится только полная литургия.

Что же касается Великого четверга, здесь на литургии вместо Херувимской песни поется песнь, связанная с приготовлением Святого Причащения — «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» — это напоминание о Тайной вечере. В этот день большая часть верующих стараются причаститься. Это не какая-то народная, а именно общеуставная традиция. А вот на Пасху многие священники не причащали, потому что в этот день царит общее ликование, так что здесь не до покаяния. Но можно причаститься на Пасху, не исповедуясь, если исповедовался и причастился в четверг. За исключением, конечно, тех случаев, когда после исповеди был совершен какой-то большой, тяжкий грех.

Но вернемся к четвергу. Моление в Гефсиманском саду, которое также вспоминается в этот день, отражено уже в вечернем богослужении, когда читаются 12 страстных Евангелий. Вечером в Великий четверг совершается чтение 12 Страстный Евангелий

И как раз вечером в четверг уже начинается по-церковному следующий день, то есть пятница. Тут уже вспоминаются крестные страдания Христа, Его распятие и смерть. В этот день — никакой литургии! Ее не положено совершать, чтобы дать молящимся возможность более глубокого понимания страшных событий этого дня, сопереживания им. Вместо литургии в пятницу утром совершаются Царские часы, прочитывается Евангелие о страданиях и смерти Христа. А потом по Уставу, всегда в 14.00 во всех храмах совершается вечерня с выносом Плащаницы, символическое снятие Христа с креста. И даже неверующий человек наверняка почувствует необычность этого времени и этого богослужения.

По себе могу сказать, что в это время, в четверг вечером и в пятницу, ты испытываешь особое чувство огорчения, особенно от пронзительного понимания того, что мы сами, со своими делами и поступками, подходим как Иуда с лобзанием к Христу Спасителю.

Великая суббота: двоякое чувство, верующим уже хочется встретиться с воскресшим Христом  

Литургия подчеркивает момент соединения разных настроений, ощущений этого дня. 

Михаил Нестеров. Жены-мироносицы
Наверное, кто был в Великую субботу в храме, помнит — священники начинают службу в черном облачении.  А после прочтения Евангелия возглашается «Воскресни, Боже, суди земли», то есть уже говорится о воскрешении Спасителя! Закрываются Царские врата, как камень, закрывший пещеру гроба Христа, а потом открываются, как тот же камень, но уже отваленный от гробной пещеры. И священники выходят в белом облачении, а дьякон, тоже весь в белом, выходит читать Евангелие, символизируя в этот момент светоносного ангела, который возвестил женам-мироносицам о Воскресении Спасителя. Так что духовная радость уже наполняет сердца тех, кто стоит в храме! Также, как две тысячи лет назад скорбь утраты в сердцах святых жен, пришедших ко гробу распятого Христа, сменилась ликованием о Его Воскресении.

И даже больше я вам скажу: уже накануне, в пятницу вечером, поется «Аллилуия» и «Да воскреснет Бог и расточаться врази Его». Казалось бы, все стоят такие омраченные и уставшие, но уже дается удивительный предвестник грядущей радости, уверения среди скорби — Христос воскреснет!

Тут ты словно встрепенешься, и усталость отступает, и наступает другое настроение, ожидание Великой субботы, завершения Страстной седмицы и наступление торжества, к которому мы так долго, каждый в меру своих сил, готовились - к светлому Христову Воскресению.

По материалам программы «Новый день»

Рязанского епархиального радио