«Рязанской ризнице» — полгода: о первых итогах работы, швейном деле и «православной одежде»

.

Полгода назад в Рязани открылась новая швейная мастерская «Рязанская ризница». От ряда подобных мастерских и ателье ризница отличается существенно. Ее первоочередная задача — это пошив облачений и другой одежды для священнослужителей. Вторая задача – создание мирской одежды. Из ловких рук мастериц здесь выходят красивые платья, юбки, блузки и шарфы: словом, все то, в чем любая женщина может пойти в храм, на работу или в гости. Ведь облик, как отражение внутреннего мира человека, должен быть соответствующим в любом месте, и это касается как женщин, так и мужчин.

Как объясняет руководитель мастерской, Светлана Воронова, главная цель — это не заработок, а возможность создать качественную, удобную и красивую одежду для священнослужителей и мирян. Вообще в свою работу Светлана, что называется, погружена с головой, и лишь изредка выныривает в реальность — например, для интервью, в котором она рассказала о себе, о работе в Ризнице, об особенностях изготовления священнических облачений и многом другом.


— Светлана, как давно Вы занимаетесь шитьем и моделированием одежды, и как сложилось, что Вы теперь трудитесь в Ризнице?

— Швейным делом я занимаюсь практически всю свою жизнь. После школы пошла в училище и потом, этап за этапом, все больше осваивала это дело. В то время это было шитье совершенно разных вещей. С Церковью моя работа не была связана.

Но в какой-то момент все изменилось. Меня попросили быть крестной матерью, и через некоторое время после крещения мне позвонила мама моего крестника и рассказала, что ребенок заболел, поднялась температура. У меня сердце защемило: какая же я мама-крестная! Даже не бываю в церкви… С тех пор я стала постоянно ходить в Иоанно-Кронштадтский храм и устроилась туда одной из сотрудниц. А так как я всю жизнь занимаюсь швейным делом, то и здесь начала шить — покровцы, нааналойники. Ведь храм был новый, и этих вещей там катастрофически не хватало.

В какой-то момент я узнала, что в Рязани открывается  такая вот мастерская, Рязанская Ризница. Я сразу же попросилась в нее работать! Владыке Марку предложила свой труд и опыт для организации ее работы.Светлана Воронова

Еще когда работала в Иоанно-Кронштадтском храме, видела, что многие женщины приходят туда в турецких юбках, а так хотелось бы, чтобы у нас носили нашу, русскую, качественную и красивую одежду. Я хорошо знакома с вышивками,  традиционными рязанскими узорами, и подумала, как замечательно было бы видеть подобную, уже в современном стиле, одежду, чтобы подчеркнуть красоту, одухотворенность облика наших девушек и женщин. Многие успели вкусить 80-90-е годы, когда нас захлестнули джинсы, короткие  юбки и другая, откровенно говоря, не красящая никого одежда, и хотелось создать другой облик у людей.

А в Ризнице  еще и главная тема  очень интересная и ответственная: надо облачать батюшек, создавать удобную, качественную одежду из натуральных тканей. Службы долгие, и нужны соответствующие облачения, чтобы нашим священникам думать о молитве, а не о том, что с них пот градом катится и уже становится плохо от жары.  Мы достаточно быстро нашли хороших поставщиков, у нас есть и лен, и шерсть, и смесовые ткани из вискозы и небольшого процента полиэстера. Отцы привыкли к немнущимся тканям, тому же габардину, а ему хоть и нет износа, но и минусов у него много — он очень тяжелый, плотный и неудобный.

Многие думают, что натуральные ткани чересчур мнутся, и к тому же не так хорошо выглядят. Но ведь в старину-то все люди ходили в натуральном, и были, может, не настолько «отутюженные», но гораздо более здоровые! Поэтому стараемся объяснить, что у натуральных тканей, конечно, есть эффект помятого вида, но зато они гораздо более удобны и безвредны. И, соответственно, шить из этих тканей стараемся. Вот этим мы здесь и занимаемся.

— Расскажите, как прошли эти полгода. Были ли трудности в организации работы мастерской?

— Сложности всегда есть! Наверное, к счастью. Господь нас не оставляет. И портных подбирали долго, и закройщика, это было сложно, поскольку нужно было найти тех, в ком много добра, тепла и терпения, помимо высоких профессиональных качеств. Из повседневного — облачения тяжело даются, как будто что-то препятствует красоту преподнести людям. Чем дело добрее, говорят, тем сложнее оно дается! У нас даже присказка такая появилась — чем отец благоговейней, тем больше трудов будет (улыбается). Да и когда матушкам шьем, тоже всякое случается, могли по несколько дней на юбку потратить. Хочется сделать все как можно лучше! Хорошо, что есть оборудование: паровые генераторы, петельные, «прямострочка» (прямострочная машина - прим. ред.).


— При пошиве одежды сотрудницы ориентируются на какой-либо определенный образ, как должен выглядеть православный мужчина или женщина?

— Образ… Это все изнутри идет. Можно и не одевать юбку прямо «в пол», но выглядеть красиво и достойно. Важно и умение сочетать все в своем облике.

Некоторые к нам приходят в «кардинальном мини» и просят сшить длинную юбку с запАхом. Начинаем разговаривать, я интересуюсь:  а Вы только в храм будете ходить такие красивые? Они соглашаются — да, только в храм, потому что в обычной жизни в длинном ходить неудобно. Я делюсь своим личным опытом: поверьте, это очень удобно! Мы и сами тут, на работе, за швейными машинками сидим в длинных юбках, не напоказ — нам так лучше! Для женщины это естественная одежда. Однажды случайно услышали, как молодой человек высказался — «надо же, — говорит, — я и не знал, что женщины в длинных юбках могут выглядеть так хорошо!» И правда ведь, женщина, какого бы возраста она не была, выглядит совсем по-иному в юбке или платье: и скромно, и красиво.

— Как Вы считаете, можно ли повлиять на современный внешний образ человека, отойти от стереотипов «модно-рваной», «модно-потертой» или просто — как будто «недоделанной» одежды?

— Однозначно! Одна лишь девушка, женщина, например, на предприятии, которая одевается женственно, может стать образцом, и я знаю такие примеры, когда действительно, к счастью, соглашаются окружающие, что это очень красиво, и постепенно тоже переходят с неизменных джинсов или бесформенных балахонов на одежду, которая красит и даже, можно сказать, преображает их облик.


— Когда люди приходят в Ризницу, им предлагаются какие-то конкретные модели одежды или чаще у человека уже есть запросы?

— Как кому удобнее! Я вот давно в швейном деле, и мне легко понять, чего хочет человек. Кто-то уже продумал все детали, и мы только подсказываем, если нужно, как будет лучше и правильнее сделать, а кто-то только в самых общих чертах высказывается, тут уже мы предлагаем варианты.

— Что для вас самое важное в работе здесь, как Вы воспринимаете свой труд в Ризнице?

— Очень хочется помочь людям выглядеть красиво, достойно. Цены у нас низкие — ведь у нас цель не заработать, а обеспечить наших батюшек и всех тех, кто обращается к нам, хорошей одеждой. Объяснить, что такая одежда — это не обязательно дорого, это доступно. Если у человека скромный бюджет, он часто и не задумывается о пошиве, а мы показываем ему, что можно сделать так и так, добавить кружево или еще что-то, и что в итоге получается гармоничный вариант одежды, который однозначно будет радовать владельца и своим видом, и качеством.


Хочется еще, чтобы батюшки приходили вместе с матушками, с детьми,  чтобы можно было создавать «образ» (в плане внешности, конечно) целой священнической семьи. 

Мы шьем все, в том числе удобные рубашки, специально для священников, со стойками, и даже в старинном стиле, с косым воротом.

Это, кстати, тоже интересная тема — традиции стилей одежды в православных странах: наши мужчины носили косой ворот, а в Византии традиционными были «прямые» воротнички. Мы этой темой интересуемся, стараемся находить информацию, расспрашиваем отцов, кто что знает, например, о старинных облачениях. Нам даже приносят иногда интересные вещи — скажем, вышитый вручную пояс потрясающе тонкой работы. И мы надеемся,  что нам удастся воплотить лучшее из традиций в пошиве в будущем. И, конечно же, совершенствоваться. Ведь с каким старанием и любовью шили и вышивали  покровцы, фелони и многое другое — это произведения искусства! Это — часть всего лучшего, что люди посвящали Богу, что можно увидеть или услышать в храмах — и пение прекрасное, и иконопись… Создание облачений в прошлые века — это часть истории, наша связь с ней, которую тоже нельзя забывать. Современные технологии, лучшее из традиций, мастерство — это компоненты, на которых строится работа хорошего мастера.

Я искренне надеюсь, что мы с Божией помощью преодолеем все сложности, будем трудиться, приносить пользу и радость и нашим батюшкам и всем остальным!