"Наша вера" с митрополитом Марком: о ситуации, сложившейся из-за действий Константинопольского Патриархата

.

На Рязанском епархиальном радио вышла программа "Наша вера" с участием митрополита Рязанского и Михайловского Марка. Выпуск был посвящен ситуации, сложившейся в жизни и отношениях Поместных Церквей в связи с недавними заявлениями Константинопольского Патриархата. Предлагаем вашему вниманию текстовую версию программы.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Это программа «Наша вера», в студии Елена Цыганова и Дина Ветрова. И сразу же представим гостя сегодняшнего выпуска, митрополита Рязанского и Михайловского Марка. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Марк: Здравствуйте!

Ведущий: В свете последних событий, связанных с церковной жизнью на Украине и отношениями с Константинопольским Патриархатом, сегодня мы решили поднять именно эту тему, волнующую сейчас, наверное, каждого верующего.
7 сентября Константинопольский Патриархат объявил о том, что направляет двух своих экзархов в Киев. Не было никакого обращения Патриарха Константинопольского ни к Московскому Патриарху, ни к Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию, которого Патриарх Варфоломей неоднократно публично признавал единственным каноническим главой Православной Церкви на Украине. На следующий день Священный Синод Русской Православной Церкви сделал заявление, в котором указал на незаконность этого шага.

11 октября было опубликовано сообщение Константинопольской Патриархии касательно принятых решений: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и о «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске было принято Заявление Священного Синода о невозможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом. Кстати, недавно со своей стороны Константинопольский Патриархат сделал заявление о том, что не прерывает своего общения с Русской Православной Церковью.

Владыка, предлагаем, прежде всего, разобраться, скажем так, с исходными данными, потому что для многих людей непонятно – как соотносятся между собой Поместные Церкви и есть ли хоть какие-то исторические либо канонические основания, чтобы Константинопольский Патриарх вот так авторитарно вторгался в жизнь других Церквей?

Митрополит Марк: Конечно, нет. На протяжении истории Константинопольский Патриарх был первым среди равных. Особенно он возвысился, когда Константинополь был столицей восточной Римской империи. В то время Патриарх Константинопольский имел больший вес, большее значение, чем прочие епископы и даже патриархи. Более того, во времена Османского владычества, когда турки завоевали Константинополь, фактически Константинопольский патриарх стал не только патриархом, но и этнархом, то есть главой греческой нации (от слов этнос – народ, народность, а архи – глава, повелитель). Он обладал фактически административной властью над Антиохийским, Александрийским и Иерусалимским патриархами. Многие из них жили часто и подолгу в Константинополе, и были, фактически, его подчиненными. Последствия этого ощущаются до сих пор.

Сейчас, хотя каждый из Патриархатов независим (в Александрии, Иерусалиме, Кипре, в Элладской Церкви), тем не менее, Константинопольского патриарха они воспринимают как некоего старшего брата. В Элладской Церкви, например, нет своего патриарха. Да, там есть Синод, есть представитель Синода, но все-таки они воспринимают для себя голос Константинопольского патриарха как нечто более важное, чем голос своих архиереев.

Конечно, у Константинопольского Патриарха нет тех прав, которые он сейчас пытается себе присвоить. Это проявление восточного папизма. Знаете, были попытки наладить диалоги разного формата, в том числе, между Православными Церквами и католиками. В ходе подобного общения озвучивались следующие идеи: быть католиком – это значит иметь общение с Римом, а быть православным – значит быть в общении с Константинопольским Патриархатом. Вот такие вещи, конечно, с точки зрения православной экклесиологии, неприемлемы, потому что были случаи, когда Константинопольские патриархи впадали в ересь. Мы помним, как митрополит Исидор, грек по национальности, который был предстоятелем Русской Церкви, поехал на собор в Феррару и подписал унию с католиками. Конечно, он не был единственным, кто это сделал, да в итоге и греки ничего не получили из того, что хотели. Но факт – Православию они изменили.

Сейчас, наверное, самая активная экуменическая деятельность с католиками и протестантами – у Константинопольского Патриарха. Неоднократно были случаи совместной молитвы с католиками и протестантами, что многими воспринимается как измена и нарушение канонов. Этим именно отличается Константинопольский патриарх. Не Иерусалимский, не Александрийский, а именно Константинопольский.

Это такое наиболее либеральное направление. Некое стремление к папизму, желание стать православным папой, с одной стороны, а с другой – это церковный либерализм и некая политизированность . Были, кстати, патриархи, в отношении которых говорилось однозначно, что они были масонами. К примеру, патриарх Афинагор, который прилетел в Турцию на самолете Американского президента.
Мы видим, как различные силы пытаются влиять и воздействовать на православный мир через слабые звенья, в том числе через Константинопольского патриарха. Ведь неслучайно в свое время произошло разделение Православной Церкви из-за богослужебного календаря. А вопрос с календарем продвигался в большей степени именно Константинопольским патриархом.

Ведущий: Тема политического влияния на сложившуюся ситуацию сейчас обсуждается широко. Это один из самых распространенных вопросов. Не только среди верующих, но и среди светских людей часто идут рассуждения о том, что, наверняка, политика сыграла в этой ситуации не последнюю роль. Как Вы бы ответили на вопрос о политическом влиянии?

Митрополит Марк: Конечно, оно есть! Мы слышали заявление из госдепартамента США, где говорилось, что они поддерживают это стремление и желание расколоть Русскую Церковь. В такой ситуации любая поддержка любых сил – приветствуется.

Ведущий: И еще одна тема, которая неизменно вызывает затруднения и недоумения – это религиозные объединения на Украине, раскольничьи течения и так далее. Тут и филаретовцы, и униаты... Как объяснить человеку, далекому от всего этого, почему там сложилась такая ситуация?

Митрополит Марк: Ситуация простая. Дело в том, что униаты существовали исторически. В свое время их достаточно жестко приструнил Сталин, потому что они занимали антисоветские позиции. И тогда униатство было немного приглушено. Сегодня униаты снова активизировались.

Кроме того, когда Украина стала самостоятельным государством, архиереи Русской Православной Церкви не захотели воспринимать в качестве своего предстоятеля тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко), нынешнего раскольника и лжепатриарха. Причины этого неприятия заключались в том, что он не хотел довольствоваться местом митрополита, но желал быть предстоятелем, фактически, самостоятельной, независимой Церкви.

И вот на Соборе в Москве он пообещал на кресте и Евангелии, что уйдет с поста Киевского митрополита и будет простым епархиальным архиереем. Но когда он вернулся обратно, то взял свои слова назад. Его поддержал тогдашний президент Украины Леонид Кучма. В итоге митрополит Филарет нарушил обещание, данное им перед всеми собратьями-архиереями, и с этого начался раскол.
Потом возникла еще и другая ветвь раскола. Все это было плодом политических действий. Практически все здравомыслящие архиереи остались в единстве с Московским Патриархатом. А отщепенцев все это время, с 90-х годов, никто не признавал - ни Константинопольский Патриархат, ни Антиохийский, ни какой-либо другой.

Ведущий: Как жила Русская Православная Церковь на Украине все эти годы? Ведь с момента появления раскола прошло почти 30 лет...

Митрополит Марк: Очень трудное было время. Помню, я нес послушание в Иерусалиме, и туда два раза в год приезжал блаженнейший митрополит Киевский Владимир (Сабодан), ныне покойный. Для него это было отдохновение. Это был человек с тонкой душой. Он рассказывал, как было тяжело, как на него давила власть - то Кравчук, то Ющенко. Каждый президент в той или ной степени давил на него, выдвигал свои требования. Для митрополита Владимира это была Голгофа! Он приезжал на Святую Землю, чтобы там помолиться, чтобы почувствовать себя вне этого состояния постоянного прессинга.
Большая часть православных и раньше поддерживала, и сейчас продолжает поддерживать Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата. А политические силы поддержали раскольников, они желали обеспечить баланс, хотя у раскольников было немного приходов, и священники, как мы говорим, не настоящие. Но власть старалась поставить знак равенства между Канонической Церковью и раскольничьей и относилась одинаково ко всем.

Ведущий: Оценивая ситуацию сейчас, мы задаемся вопросом - если раньше Константинопольский Патриархат публично признавал главой Украинской Церкви митрополита Онуфрия, как могло такое произойти?

Митрополит Марк: Вопрос, опять-таки, политики. Но есть и еще один момент. Люди из делегаций Константинопольского Патриархата, приезжая с визитами в пределы других Поместных Церквей, говорили, неофициально, конечно, что Патриарх Варфоломей обиделся на Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за то, что Русская Православная Церковь не приняла участие в Критском соборе. Обида, человеческие эмоции оказались двигателем процесса. Дело в том, что созыв Всеправославного Собора для Патриарха Варфоломея был очень важен, фактически, был делом всей жизни. Подготовка к собору шла еще в 60-х годах, но тогда задуманное не удалось осуществить. Когда же он состоялся, в нем была масса изъянов, недоработок, да и сами документы были «сырые». Многие тогда не приехали, и это глубоко обидело Константинопольского патриарха.

Ведущий: Владыка, чем обусловлено столь ярко выраженное желание автокефалии именно на Украине? В чем особенность положения Украинской Православной Церкви, и что принесла бы автокефалия, если бы была дана этой Церкви?

Митрополит Марк: Украинская Церковь Московского Патриархата живет самостоятельной жизнью. Все решения, включая кадровые, Украинская Церковь принимает сама. Вместе с тем, эта связь позволяет Украинскому митрополиту и всему епископату влиять на жизнь Русской Церкви. Украинские архиереи участвуют в соборах, они наравне с другими архиереями избирали нынешнего Патриарха. Епископ города Киева, митрополит Онуфрий, является постоянным членом Священного Синода, принимает участие в принятии самых важных решений, касающихся жизни Церкви и в России, и на Украине, и по всему миру. Фактически, если бы Церковь на Украине была автокефальной, то уже не было бы столь тесного общения между нами, увеличился бы разрыв, усилилось разделение между Церквами.
Главное, опять же, никто из архиереев Украинской Церкви Московского Патриархата никогда не просил автокефалии. Она не нужна. Это часть Русской Православной Церкви. Мы один народ. Зачем его искусственно разделять?
А вот то, что навязывает Константинополь, - в реальности вовсе не независимость, не «автокефалия», а фактически прямое подчинение Константинопольскому Патриархату.

Ведущий: Митрополит Запорожский Лука высказал точку зрения, что для него Константинопольского Патриархата теперь не существует. А какова Ваша оценка нынешних событий?

Митрополит Марк: Печально, что Константинопольский патриарх так себя ведет. Я в течение многих лет занимался зарубежными приходами и знаю, как ведут себя константинопольские архиереи - многие достаточно надменно, даже горделиво. Какое-то время назад было принято решение о созыве епископских конференций в различных странах, и Патриарх Варфоломей надавил на все возможные рычаги, везде, где можно, чтобы эти советы повсеместно возглавлялись иерархами Константинопольского Патриархата.
Конечно, они заблудились, и на это уже давно должна была последовать реакция православного мира. Нынешняя же ситуация с Украиной стала катализатором принятия дальнейших решений со стороны Церквей.

Ведущий: Общая боль всех верующих сейчас – о том, чего ждать дальше на Украине. Что будет с людьми, с храмами, святынями – чего ожидать в условиях, когда светская власть в этой стране поддерживает, скорее, раскольников, чем каноническую Церковь?

Митрополит Марк: Да, нынешняя власть действительно, скорее, поддерживает раскольников, хотя Петр Порошенко до того, как стал президентом, ходил в храмы канонической Церкви, даже стремился поддержать одного из архиереев, чтобы тот стал предстоятелем. То же самое в отношении многих других политиков, например, Юлии Тимошенко. Она тоже ходила в храм Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Но политика делает свое дело. К тому же нынешняя власть крайне зависима от того, что говорят из-за океана. Петра Порошенко можно назвать марионеткой, выполняющей все, что ему велят в посольстве США.

Ведущий: А как врачуются подобные разрывы?

Митрополит Марк: Все зависит от того, как поведут себя православные верующие. Если они будут едины, то, даже если раскольники получат бумажку, которая называется автокефалией, это не приведет ни к каким изменениям. Что само по себе и будет лучшим ответом на беззаконные деяния Константинопольского Патриархата.

Если до этого еще были какие-то ожидания благоразумного отношения, то теперь все ясно. Когда человек, анафематствованный Церковью, являющий даже более агрессивную линию поведения, чем политики, признается в сущем сане, – то открывается истина. И попытки выставить ложь как правду уже не выдерживают никакой критики. Все оказывается прозрачным.
Вопрос в том, как поведут себя верующие, и доколе украинский народ будет терпеть всех иноземных наемников, которые сидят на чемоданах и в случае какой-либо опасности сразу же улетят в безопасные для них страны.

Ведущий: Сейчас люди очень переживают из-за сложившейся ситуации. Какие слова утешения можно сказать тем, кто с тревогой наблюдает за развитием событий?

Митрополит Марк: Конечно, самое главное – молитва! Знаете, многие, увидев на празднике преподобного Сергия митрополита Онуфирия благодушным и улыбающимся, были удивлены. Его спросили – как такое возможно? А он ответил, что не люди управляют Церковью, а Господь, и поэтому именно людям важно от нее не отпасть. И еще он сказал, что надо надеяться на милость Божию, ведь Господь – Глава Церкви, а мы – всего лишь чада, исполняющие свою миссию!

Ведущий: Спасибо, владыка, остается только добавить о Церкви словами Спасителя – «И врата адовы не одолеют ее!»

Митрополит Марк: Да, аминь!

Ведущий: Спасибо еще раз и до свидания.

По материалам сайта Рязанского епархиального радио