Жить, следуя своим убеждениям: литургия в день памяти преподобного Максима Исповедника

.

В Неделю 36-ю по Пятидесятнице митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе города Рязани. После проповеди архипастырь говорил о примере, который дает верующим жизнь преподобного Максима Исповедника – святого, чья память празднуется 3 февраля:

– Как отделить правду от лжи, истину от заблуждений? Имеет ли какое-либо значение количество последователей того или иного мнения? В наше время мы видим как действуют различные демократические процедуры, принятие голосованием законов, наблюдаем, как истина в суде, в том числе, принимается через голосование, то есть через принятие той или иной позиции большинством. В итоге может возникнуть заблуждение, что мнение большинства – это и есть истина.

Однако в прошлом мы видим большое количество случаев, когда истина исповедовалась совсем не большинством. В истории Церкви ярким примером этого является жизнь преподобного Максима Исповедника, память которого мы сегодня с вами отмечаем.

Кто же был этот отважный человек, который сказал однажды, что даже если весь мир покорится заблуждениям, то он не покорится?  Это был человек, который воспринимается сегодня как один из самых великих богословов христианского мира.

Он родился в VI веке в знатной семье, получил прекрасное образование и был одним из приближенных византийского императора Ираклия. Однако в то время сам император и его окружение поддалось заблуждению, которое сейчас определяется как ересь монофелитства. В наше время не все знают даже о том, что это такое. Буквально «монофелитство» означает «одна воля».

После того как на IV Вселенском соборе Церковью была отвергнута ересь монофизитов, то есть людей, которые считали, что в Богочеловеке Иисусе Христе человеческая природа поглощена природой Божественной, многие еретики не успокоились и приняли новую позицию: что да, есть во Христе две природы, но воля в Нем только одна – Божественная.

Это была попытка политического компромисса. Император Ираклий пытался удержать вместе различные части своей империи, а в то время в Армении, Египте и Сирии как раз живо распространялись заблуждения об одной воле во Христе. Эта тенденция была следствием неправильного учения о природах во Христе. И вот, император Ираклий вместе с патриархом Константинопольским и другими своими единомышленниками пытался удержать в целостности распадающуюся империю, в том числе – через некий документ, содержащий компромисс  о понятиях веры, точнее – о личности Иисуса Христа.

Эта позиция была распространена настолько широко, что даже три патриарха – Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский – стали сторонниками этого заблуждения, не говоря уже о епископах и сотнях тысяч верующих.

И лишь преподобный Максим Исповедник не успокоился. Сначала он был игуменом одного монастыря, оставаясь простым монахом, а потом путешествовал по миру, был в Египте и других местах, чтобы опровергнуть ересь и открыть подлинное христианское учение людям. В итоге после одного из публичных диспутов Александрийский патриарх отказался от своего заблуждения, а затем собор епископов в Риме осудил ересь.

Однако сторонники заблуждения, гонители Максима, не успокоились и в итоге его доставили в Константинополь. Там непреклонного последователя истины судили, отсекли у него язык и правую руку, чтобы он не мог проповедовать правую веру Христову. Но, тем не менее, невозможно было как-то заставить замолчать преподобного. Правое учение распространялось. Сам же Максим Исповедник в итоге был отправлен в изгнание, где и закончил свои дни.

Жизнь и твердость преподобного Максима – это пример того, как должен жить человек, имеющий свои убеждения. Мы часто покоряемся мнению большинства, плывем как щепка, носимая волнами. Пример святого Максима Исповедника говорит о важности убеждений и жизни по ним. В наше время быть христианином – это тоже испытание, исповедничество. Ведь несмотря на то что сейчас, слава Богу, нет гонений на веру, в обществе существуют самые разные позиции, и часто в обыденной жизни мы считаем, что это не так важно – поступать по вере Христовой, в итоге соглашаемся с грехом и сами грешим, следуя за греховными мнениями.

Пример преподобного Максима показывает, что убеждения – это нечто гораздо большее, чем просто наша внутренняя позиция. Это то, что должно диктовать нам правила нашей жизни. Они важнее чем даже сама жизнь, когда мы говорим о вере во Христа!

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, по молитвам преподобного Максима Исповедника хранить свои убеждения, содержать правую веру и никогда, ни при каких обстоятельствах не отступать от чистоты и правого исповедания нашей веры.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов