Воспоминание Адамова изгнания. Литургия в Христорождественском соборе

.

10 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани.

На пороге Святой Великой Четыредесятницы Православной Церковью установлен особый воскресный день. О том, чему он посвящен, и какое значение имеет для верующих, владыка рассказал в наставлении после богослужения:

 – Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, в православной традиции имеет двойное наименование. Во-первых, он называется Прощеным воскресеньем, и именно так воспринимает этот день большая часть нашей Церкви. Люди поздравляют родных, близких и знакомых с Прощеным воскресеньем,  просят прощения друг у друга. Это, безусловно, прекрасная традиция! Однако нынешнее воскресенье имеет и другое наименование – день воспоминания изгнания из Рая нашего праотца Адама.

Это второе наименование остается несколько в тени первого. Если в отношении Прощеного воскресенья людям понятно, что оно означает и что нужно делать (просить друг у друга прощения), то второе название может многих поставить в тупик. С чем оно связано и как нужно воспринимать его значение для каждого верующего?

Наверное, многие здесь стоящие читали Библию или хотя бы некоторые из библейских книг и знают, что в начале истории произошло изгнание из Рая нашего праотца Адама вместе с его второй половиной, Евой, за их непослушание. И, тем не менее, нам непонятно – какое это имеет отношение к нашей современной реальности? Ведь все это – дело далекого прошлого, и уже много тысяч лет минуло с тех пор.

Но в Церкви ничего не бывает случайным, и это посвящение, эта связь с темой падшего праотца Адама тоже является глубоко символичной.

О чем это нам говорит? К чему призывает нас Церковь, напоминая событие, произошедшее на заре человеческой истории?

Не только праотец Адам пал. Если каждый посмотрит на свою жизнь, то увидит на своем земном пути множество менее тяжелых и более тяжелых грехов, которые меняют нашу душу, наше бытие, которые вносят раздор не только в наше внутреннее состояние, но и в наши отношения с близкими людьми. Ведь, собственно, что является причиной вражды, нестроений и что требует потом прощения?..

Святые отцы говорили о том, что один из великих даров – это видение человеком своих грехов. Мы можем обладать разными талантами, но при этом не видеть самого главного – нашей греховной сущности, тех страстей, которые нас обуревают и отягощают, мешают идти по жизни. И как раз видение своих бесчисленных, как морской песок, грехов и прегрешений – это то, о чем говорили святые отцы: важность понимания своей падшей сущности, умение видеть то, что сокрыто от глаз окружающих. А если человек не видит свою греховность, то ему и не в чем каяться, и значит, покаяние теряет смысл.

Дай нам Бог видеть наши грехи, понимать и произносить с полным осознанием слова покаянного псалма и стремиться к тому, чтобы исправиться, особенно накануне спасительного поприща Святой Великой Четыредесятницы.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов

 {youtube}lS8whzTSrRM{/youtube}