Литургия в Неделю Великого поста, посвященную святителю Григорию Паламе

.

Вторая Неделя Великого поста, в 2019 году приходящаяся на 24 марта, посвящена памяти святителя Григория Паламы. Митрополит Марк в этот воскресный день совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Христорождественском кафедральном соборе.

В наставлении после службы митрополит Марк рассказал о том, почему именно святителю Григорию Церковь посвятила второе воскреснье поста:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, Православная Церковь отмечает память одного из удивительных святителей – Григория Паламы, архиепископа города Солуни. Впрочем, для многих людей, даже посещающих Божии храмы, не совсем понятно, почему именно Григорий Палама является главным святым второго воскресенья Великого поста.

Если мы заглянем в наши православные святцы, то увидим, что есть святые, гораздо более почитаемые, чем святитель Григорий Палама. Народ почитает святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, святителя Спиридона Тримифунтского, великих богословов – Григория Богослова, Василия Великого, евангелистов и так далее. Даже среди тех святых, которые вспоминаются в дни Великого поста, есть те, чьи подвиги более понятны простому человеку – например, подвиги преподобного Иоанна Лествичника или преподобной Марии Египетской.

Почему же память святителя Григория предваряет воскресные дни, посвященные и Иоанну Лествичнику, и Марии Египетской?

Если мы посмотрим на богослужебные тексты, в частности, на канон, который читался на утрене сегодняшнего дня, то увидим там две главные темы. Во-первых, это канон, посвященный теме притчи о блудном сыне. Дело в том, что в древности посвящение воскресных дней было иным. И второе воскресенье Великого поста было посвящено не памяти святителя Григория, а теме блудного сына, обращения к Богу. Об этом и свидетельствует канон. Но на нынешней утрене читается и канон, посвященный святителю Григорию Паламе. Так чем же этот святой заслужил такую честь, что ему посвящена вторая Неделя Великого поста?

В Церкви на первое место ставятся вопросы вероучения – на первом месте вера, потом каноны и уже далее вопросы, касающиеся разных сторон христианской жизни. Святитель Григорий, в отличие от преподобного Иоанна Лествичника и Марии Египетской, как раз учил вопросам веры. А потому Церковь установила его память сразу же после воскресенья, посвященного Торжеству Православия, тем самым показывая его сопричастность самым главным для христианина вопросам – догматам, вере Христовой.

Более того – совокупность соборов, на которых было утверждено учение Григория Паламы, какое-то время даже носила статус Восьмого Вселенского Собора. И уже потом его столь высокое значение было утрачено.

Святитель Григорий учил, что человек может познавать Бога, может иметь опыт богообщения. У противников святого в разное время были те или иные примитивные суждения о его учении. Его даже пытались представить чуть ли не как защитника идолопоклонства. Но это было не так! Один из его учеников, будущий монах Акиндин, однажды во время молитвы увидел свет и в его глубине – некий лик. Святитель Григорий, который действительно был человеком духовным, тут же обличил его в прелести.

Потому что он учил и защищал учение афонских монахов, которые говорили о нетварном характере божественного света. Конечно, для нас, людей, живущих в XXI веке, не в безмолвии келий, а в миру, в гуще событий, такие понятия, как нетварный свет, умное делание, исихия являются далекими и трудно постижимыми, но учение, которое нам оставил Григорий Палама, имеет значение для каждого из нас. Он говорил о возможности для каждого христианина духовного опыта, какова бы не была ступень нашего духовного восхождения. Как низко бы мы не стояли, для каждого человека остается открытым этот духовный опыт познания Бога в молитве, в таинствах церковных. И мы чувствуем, что Бог слышит нас всех, даже самого грешного, и старается протягивать нам руку помощи.

Это самое главное, что нужно знать об учении святителя Григория Паламы.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не пренебрегать этим духовным опытом, но всегда стремиться не только к познанию окружающего мира, природы, людей, но и помнить, что каждому предстоит самый главный опыт – богопознания. Потому что всякий другой опыт – конечный, а богопознание носит бесконечный характер. Начинаясь здесь, он продолжается в вечности и бесконечности.

Дай Бог нам такого опыта, и пусть Господь хранит всех нас!

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов

 {youtube}28v-X7cZHc8{/youtube}

 {youtube}5zu8aZNfbvU{/youtube}