Литургия Преждеосвященных Даров в храме Вознесения Господня города Спасска

.

12 апреля митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил литургию Преждеосвященных Даров в храме Вознесения Господня города Спасска.

Наставление после службы владыка посвятил читавшемуся в храме отрывку из Ветхого Завета и размышлению о том, кто такой верующий человек:

– Кто такой верующий человек? Как правило, в нашем представлении это тот, кто признает над собой Высшую Силу, кто считает, что мир, в котором мы живем – не просто случайное стечение обстоятельств, молекул, атомов. И что мир, в котором все так премудро устроено, сотворен Всемогущим Преблагим Богом.

Вера в нашем понимании – это не только признание Бога Творцом Вселенной, но и уверенность в том, что Господь не оставил этот мир и все в нем делает к Своей славе. Однако слишком часто этими представлениями о Боге в наших мыслях все и заканчивается. Мы признаем, что Бог сотворил мир, что Он не забыл Свое создание, и стараемся все это использовать по полной. Приходим к Богу, постоянно просим, просим – дай Господи одно, другое, третье! И все нам мало…

А что мы можем дать Богу? Можем ли мы принести Ему какую-то жертву? Какова наша решимость следовать за Богом? Это является для очень многих из нас камнем преткновения. Мы ничем не готовы пожертвовать для Бога. И в этом смысле полным контрастом нашим обычным представлениям о вере и нашем месте в Церкви служит эпизод из книги Бытия, читавшийся сегодня за богослужением. В нем повествуется об Аврааме, который по повелению Божию пошел принести в жертву Богу собственного сына.

Для нас, людей XXI века, этот библейский эпизод кажется каким-то изуверством. Как можно всерьез думать о том, чтобы отец мог зарезать своего сына? Однако психология людей нашего времени отличается от представлений, которые существовали в то далекое время.

Израиль жил в окружении язычников, идолопоклонников, которым не чуждо было и приношение человеческих жертв. Поэтому для Авраама это не было чем-то чрезмерно странным. Он сам вышел из языческой земли, все оставил, перешел за реку, воспринял глас Божий и стал жить по Его воле.

Самое главное – понять суть этой жертвы. Ведь Авраам приносил Богу самое дорогое. У него долгое время не было детей, а жена его была стара. Но по обетованию Божию у них родился сын. Принести в жертву этого единственного сына, последнюю надежду на старость, значило обречь себя, обречь на полную нищету, голодную старость и смерть. Но Авраам идет на это!

Он, услышав голос Божий, не медлит и не говорит Ангелу – я не знаю тебя, не хочу заколоть собственного сына. Он послушно готовился исполнить волю Божию. Вот высшая мера послушания Богу, готовности принести Ему любую жертву. Он готов был и жизнь отдать, но именно эта жертва, его родной сын, значила для него гораздо больше. Он был готов исполнить повеление Божие, и лишь в последний момент Господь воззвал к Аврааму, сказав, что Он увидел его готовность принесения в жертву сына, и повелел не делать плохого отроку.

Этот библейский эпизод является немым укором для нас всех, дорогие братья и сестры. И вместе с тем примером – как нужно любить Бога, и пример того, что нет тех жертв, которые мы не должны были бы принести Богу.

А между тем, конечно, сами мы Бога только о чем-то постоянно просим и мало чем готовы пожертвовать. Не случайно Авраам называется в нашей традиции отцом всех верующих, потому что мало у кого еще была столь сильная вера.

В нашем понимании часто святые Ветхого Завета – это святые, которые жили в неполноценное время, когда еще не было откровения Христова, проповеди Спасителя, и все они спасались словно бы по немощи. Но пример Авраама – пример на все времена!

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, обращаясь к Богу, прося Его о чем-либо, быть готовыми и со своей стороны жертвовать своим комфортом, материальными средствами, привязанностями к людям, местам и так далее, чтобы войти в силу и полноту веры, пример которой до сих пор являет нам праотец Авраам.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов