25 ноября, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском соборе города Рязани. После богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, основой которому послужила притча, звучавшая в этот день в храме:

– Наше время – это время особо тесного, постоянного человеческого общения. И вместе с тем, можно часто слышать о том, что люди холодны и жестоки по отношению друг к другу. Отчего возникает это прискорбное явление? Ведь люди знают, что существует Божественная заповедь о любви к ближним...

Но как мы воспринимаем своего ближнего? Начнем с того, что часто люди относятся к понятию «ближний» слишком формально. Это, по мнению многих, кто-то из тех, кто нас окружает, наш современник. А между тем ближний – это славянское слово. Если пытаться его выразить на современном языке, это просто «близкий человек». Но, к сожалению, между словами «близкий» и «ближний» в понимании людей существует огромная разница.

Кого мы считаем нашими ближними? Близкие – это родственники, те, с кем мы работаем, наши друзья, или просто люди, с кем нам приятно общаться. Их мы называем нашими близкими. Но часто мы понимаем слова Спасителя о любви к ближнему не так, как следует. Мы по-прежнему воспринимаем это понятие в очень узком смысле. И поэтому мы мало чем отличаемся от персонажей притчи, которая читалась сегодня в Евангелии.

Вспомним это повествование: один человек попал в руки разбойников (его называют поэтому «впавший в разбойники») и его жестоко избили. Мимо него проходили сначала служители храма - священники, левиты, люди, которые были ему соплеменниками и единоверцами. И что же? Ни один из них даже не обратил внимания на своего собрата! Наконец мимо прошел самарянин, человек другого этноса и другой религии. (А ведь из Евангелия известно, что иудеи с самарянами не общались). И только он оказал милость впавшему в разбойники. Оказалось, что среди всех тех, кто проходил мимо израненного человека, по-настоящему близким оказался лишь иноплеменник, представитель другой религии, еретик.

Эту притчу Господь рассказал в качестве ответа на искушающий вопрос законника о том, кто есть ближний человеку. Заканчивая повествование, Господь спросил книжника – так кто ближний, то есть близкий, впавшему в разбойники? Законник не стал говорить «самарянин», он сказал «оказавший ему милость». Очевидно, он не назвал этого человека, потому что само упоминание о самарянах было ему неприятно.

Наши действия в этом мире часто, по сути дела, напоминают поведение персонажей этой притчи – священников, левитов. Они прошли мимо израненного, страдающего человека, не увидев в нем ближнего. А отличается ли наше представление о ближнем от того, что изложено в притче? Кто ближний для нас? Как правило, это тоже очень узкий круг. И задача этой притчи – в том, чтобы постепенно расширять круг наших близких людей. Совершенно очевидно, что мы не сможем вдруг, в одночасье, сделать всех людей своими близкими. Но двигаться нужно именно в этом направлении. Не сужать круг близких, но наоборот, расширять его, стремиться оказывать милость все большему количеству людей, делая их своими близкими людьми во Христе.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов