Великий четверг. Архиерейское богослужение в кафедральном соборе Рождества Христова

.

Великий четверг среди других дней Страстной седмицы можно назвать ключевым по значению вспоминаемого события, описанного всеми четырьмя евангелистами – Тайной вечери. Это была последняя трапеза Христа с учениками, и на ней было установлено Таинство Евхаристии.

2 мая, в Великий Четверток, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась прямая трансляция богослужения (видео доступно в записи).

За богослужением молилось множество верующих, поскольку все по возможности стараются причаститься Святых Христовых Тайн в день установления главного церковного Таинства.

О смысле еще одного события, свершившегося на последней трапезе Христа с учениками, шла речь в архипастырском наставлении к верующим:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, в Великий Четверток, наша Святая Церковь вспоминает таинственную последнюю вечерю Христа с Его учениками. Совершив праздник ветхозаветной Пасхи, Господь умыл ученикам ноги. В народе сегодняшний день порой называют Чистым четвергом. Но как нужно понимать это выражение, в чем состоит смысл очищения, о котором идет речь в богослужении Великого Четвертка?

Господь умыл Своим ученикам ноги во время трапезы, и этот Его жест не был гигиенической процедурой или каким-то ритуальным очищением. Если бы это была гигиеническая процедура, то она была бы совершена перед началом ужина. Ведь на Востоке люди, переступив порог дома, могли сразу омыть ноги, чтобы смыть с них пыль. Господь же совершает Свое омовение ног не до ужина, а во время трапезы. Значит, у этого жеста совсем другая задача, смысл и назначение. Что же хочет Господь показать?

Помните, когда в начале общественного служения Христа Иоанн Предтеча говорил, что недостоин развязать ремень у обуви Спасителя? А здесь Господь Сам не только развязывает ремень обуви, но омывает ноги ученикам, показывая, как ученики должны относиться друг к другу и что значит быть последователем Христа – это значит служить, не гнушаться служебной ролью помощника. Христос прямо говорит Своим ученикам, что они должны так же поступать по отношению друг к другу.

Конечно, речь здесь идет не только о том, чтобы один христианин омывал ноги другому. Речь идет о смирении, о служении, которое каждый из нас должен совершать по отношению к ближнему. Однако в этом жесте заключен не только нравственный смысл, о котором Господь говорит Своим ученикам. В этом жесте Спасителя можно увидеть указание и на следующее значение этого деяния – Господь, умыв ноги ученикам, тем самым показывает, что совсем скоро через пролитие Его Крови будет очищен и омыт от греха Адама весь человеческий род.

И вот в преддверии этого очищения всего человечества Кровью Спасителя Господь символически умывает ноги Своим ученикам. Мы сегодня все причащались Святых Христовых Таин. И дай Господь, дорогие братья и сестры, чтобы мы, причащаясь Христовых Таин, всегда в полноте понимали, что значит быть христианином, и жили по заветам нашего Спасителя.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"