Праздник Преполовения Пятидесятницы. Архиерейское богослужение в Рождественском соборе

.

На светлый Пасхальный период приходится один древнейших христианских праздников – Преполовение Пятидесятницы. Он отмечается через 25 дней после Пасхи и за 25 дней до Пятидесятницы, на половине пути между двумя торжествами, которые являются важнейшими вехами в истории христианского домостроительства, то есть в истории спасения человеческого рода. В Рождественском кафедральном соборе Рязани верующие встречали праздник на Божественной литургии, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В этот день верующие вновь внимали словам из Евангелия от Иоанна. Содержанию этого текста и смыслу празднуемого события посвятил свое наставление после богослужения архипастырь:

– Евангелие от Иоанна, которое читается в светлые пасхальные дни, представляет нам, дорогие братья и сестры, несколько особый взгляд на жизнь и служение нашего Спасителя.

Если обычно мы читаем и слушаем синоптические Евангелия от Матфея, Марка и Луки, в которых рассказывается об исцелениях, а также наставлениях и учении Спасителя, то в Евангелии от Иоанна мы иногда видим другой взгляд.

В частности, в сегодняшнем повествовании мы слышали о том, как Господь учил во время еврейского праздника. Таким образом учение и дела Спасителя накладываются на специфику еврейского праздника. Речь в отрывке идет речь о празднике кущей, во время которого Господь пришел в Иерусалим. Этот праздник был связан с темой Пасхи, евреи вспоминали годы странствия по пустыне, когда они жили в палатках. В память об этом 40-летнем странствии они ставили палатки-шалаши, которые и обозначаются словом «кущи», и в этих палатках жили в течение недели.

Главными темами этого праздника кущей была тема воды и света. Воды – поскольку в дни праздника первосвященник зачерпывал воды в Силоамской купели и затем возливал ее на жертвенник. И Господь, проповедуя и уча во время этого праздника, особое внимание уделяет тем же темам воды и света, но сам по себе факт того, что Он учил, встречался иудеями крайне враждебно. И в сегодняшнем Евангелии мы слышали голос со стороны иудеев – как Он может учить, знать Писание, не учившись! Ведь в то время считалось, что учить других могли лишь те, кто учился в фарисейских школах и кто знает не только букву Писания, но и устное предание, то, что называлось устной Торой. Устное предание, предание старцев, как называет его Господь, в глазах фарисеев обладало той же самой ценностью, что и письменная Тора. И поэтому встречается в штыки факт того, что учит кто-то, сам не учившийся в фарисейских школах. Да и вообще такой человек не воспринимается как возможный носитель премудрости и знания. Все это становится одним из препятствий, которые встают перед книжниками и фарисеями.

Итак, Христос, придя на праздник кущей, учит и особое внимание уделяет теме воды, говоря – кто жаждет, приходите ко Мне и пейте. Спаситель говорил так, потому что образ воды был ключевым и центральным во время праздника кущей. Но когда Господь говорит о воде, Он имеет в виду совсем другое – благодать Святого Духа и ту Божественную мудрость, которая изливалась сначала из уст Спасителя, а затем стала доступна всем христианам через дарование Святого Духа.

Сегодня традиционно в православных храмах тоже совершается освящение воды, и самое главное, нужно помнить, что вода – это образ символ Святого Духа, которого должны были принять верующие.

Дай нам Господь воспринимать мудрость Спасителя, и дай Господь благодать Святого Духа, открывающего в нас глубины премудрости Божией.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"