Митрополит Марк возглавил литургию Преждеосвященных Даров в Благовещенском храме Пронска

.

13 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк впервые совершил богослужение в Благовещенском храме Пронска. В старинной церкви, возведенной на месте еще более древнего Благовещенского монастыря, владыка совершил литургию Преждеосвященного Даров. По окончании литургии архипастырь обратился к верующим с наставлением, в основание которого легли начальные слова молитвы преподобного Ефрема Сирина:

– Наступил Великий пост, дорогие братья и сестры, и нашей главной молитвой на продолжительное время стала молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

Мы слышим эту молитву за каждым богослужением и не по одному разу, мы призваны читать эту молитву дома, совершая утреннее или вечернее правило. Словом, эта молитва становится на время Святой Великой Четыредесятницы нашим постоянным спутником, нашей главной молитвой. И что же мы там видим, к чему нас призывает Господь? Он призывает нас к тому, чтобы  мы отвратились от зла и сотворили благо.

О чем же говорится в первую очередь в этой молитве? Преподобный Ефрем Сирин вкладывает в наши уста следующие слова:  дух праздности не даждь ми. Неслучайно именно праздность упоминается в самом начале молитвы – ведь она называется матерью всех пороков. Святые отцы говорили о необходимости избегать праздности, потому что она разрушает наши души, является неким духовным болотом. Но неужели мы пребываем постоянно в праздности, и это главная наша проблема? А преодоление ее – одна из наших главных забот? Ведь кажется у каждого столько много дел, особенно в наше время, когда скорости жизни возрастают.

Сейчас в храме более половины пришедших – женщины, домохозяйки, хранительницы домашнего очага…  Неужели у вас мало дел? Конечно, много! Так что же, зря, может быть, Церковь поставила в первую очередь праздность? Нет! Люди томятся от праздности и тогда, когда у них есть что делать, и даже тогда, когда дел невпроворот.

Мы часто пребываем в состоянии праздности, нам не хочется трудиться, не хочется работать над собой. Куда проще пребывать в праздности! Нам кажется, что каждая минута почти чем-то наполнена, неужели мы грешим этим тоже?  Посмотрим на свою жизнь, а сколько времени мы общаемся со своими ближними, соседями, обсуждаем и осуждаем, сколько времени проводим за телевизором или компьютером, что в большей степени касается молодежи, но не только ее. А как назвать такое времяпровождение, как не пребыванием в праздности! Потому что многие мысли,  дела и слова, которые человек воспринимает из телевизора, социальных сетей, по сути дела, поддерживают нас в состоянии праздности, не являясь для нас необходимыми или важными. Господь терпит нас, но иногда и вразумляет.

В XIX веке и, конечно, раньше, в нашей стране с наступлением Великого поста закрывались театры и прочие увеселительные учреждения.

Сейчас ничего этого нет – люди хотят пребывать в праздности круглосуточно и круглогодично, даже находясь на работе. Но сейчас пришло испытание, про которое говорят во всем мире, и во многих странах закрыты театры, стадионы, действуют ограничения на мероприятия численностью более 100 человек. Господь нас смиряет, если мы даже не хотим сами следовать Его заповедям, внимать словам молитв. Будем же, дорогие братья и сестры, принуждать себя избавляться от праздности. Ведь Великий пост – это особое время, когда мы стремимся восстановить утраченные позиции в борьбе с нашим врагом, с темными силами, одолевающими душу, и со своей плотью, которая стремится к лености и к праздности.

Дай Бог нам восстать, не лениться, воспринимать наступившие дни как время сугубой опасности и не позволять себе пребывать в праздности, считая, что она не столь вредна нашей душе, как иные грехи. Ведь праздность – это поле, на котором растут все страсти.

Дай Бог нам особым образом избегать праздности,  заниматься делом и стремиться наполнить наш пост трудами и молитвами во славу Бога и на благо наших ближних.

Фотограф - Антоний Тополов