Путь второго Адама

.

Слово митрополита Марка по окончании Божественной литургии в Богоявленском храме поселка Борки.

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали обращенный к каждому из нас евангельский призыв следовать из Христом. Сами мы хотим, чтобы наша жизнь протекала спокойно, гладко, благополучно и безмятежно. А между тем Христос в Своем земном служении претерпевал различные трудности, и с самого начала Своего общественного служения прошел через испытания, которые мы называем искушениями.

В сегодняшнем Евангелии мы как раз и слышали повествование апостола Матфея о том, как диавол искушал Христа, причем это произошло сразу же после того, как Христос погрузился в иорданские воды, приняв Крещение от Иоанна. Затем Господь, будучи ведом духом, удаляется в пустыню, чтобы там претерпеть искушения.

Евангелист Матфей повествует о том, как после 40 дней и 40 ночей, проведенных Христом в посте, к Нему приступил диавол. Он всегда одолевает нас в минуты слабости, пытается подловить, когда нам тяжело. И когда Христос взалкал после долгого и трудного сорокадневного поста, диавол пытался подловить и Его. Прежде всего он искушает Спасителя даром чудотворения и попыткой преодолеть голод. Конечно, мы должны понимать, что в этом случае речь идет о чем-то большем, нежели об утолении голода и предложениях сотворить из камней хлеб и насытиться. Нет! Это вопрос о пути мессианского служения, каким пойдет Христос – будет ли Он, согласившись с уловками диавола, давать людям удовольствия, которых они жаждут, то есть привычных хлеба и зрелищ, или же будет следовать иной дорогой. Христос отвергает воздвигаемые перед Ним искушения, он отказывается служить диаволу и признавать его князем мира сего.

Вернемся к тексту Евангелия от Матфея. В нем говорится, что Христос был ведом духом в пустыню. А в Евангелии же от Марка стоит другой глагол – дух погнал Христа в пустыню. Сильное выражение! Почему же евангелист счел нужным употребить именно его?

Дело в том, что такое же слово употреблено в начале книги Бытия, при описании изгнания из рая согрешившего человека. Таким образом евангелист Марк проводит параллели: как Бог изгоняет согрешившего человека из рая, так дух гонит Христа в пустыню, чтобы преодолеть искушения диавола, темных сил. Христос – это второй Адам, и Он должен был преодолеть испытания, которые не смог преодолеть первый Адам.

В Евангелии от Матфея подробно рассказывается об искушениях, с которыми столкнулся Спаситель. А евангелист Марк умалчивает об этом, но пишет о главном – Христос был со зверями, и ангелы служили Ему. В каком состоянии человек общался со зверями? В раю! Там не было вражды между людьми и зверями. И этой простой фразой евангелист Марк дает понять, что все диавольские искушения Христос преодолел. Он, второй Адам, не соблазнился, как первый Адам, и вышел победителем из схватки с врагом.

Но если мы следуем за Христом, дорогие братья и сестры, то и нам неизбежно предстанут искушения, а сегодняшнее Евангелие показывает нам пример того, какими они могут быть. Все мы рано или поздно встаем перед выбором пути первого и второго Адама. Но мы называем себя христианами, и еще при вступлении в Церковь мы обещали идти за Христом, преодолевать искушения, отвергать прелоги врага и быть со Христом, быть, как Он.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, и нам, обещавшим жить со Христом, преодолевать искушения темных сил, диавола, чтобы несомненно, без колебаний следовать путем крестоношения за нашим Господом и Спасителем.

Богоявленский храм поселка Борки,

22 января 2022 года