Что значит подлинное покаяние?
Слово Митрополита Марка 9 марта, в день памяти первого и второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
На протяжении Святой Великой Четыредесятницы мы особенно часто употребляем слово «покаяние». При этом вкладываем в него самые разные понятия. Очень часто покаяние в нашем представлении – это всего лишь синоним слова «сожаление» о грехах. Мы часто жалеем о том, что сделали, приходим в храм – каемся, но этим наше покаяние и ограничивается. В некоторых случаях мы действительно не только сожалеем о грехах, но и раскаиваемся. Мы начинаем плакать, рыдать, сожалеть о том, в чем мы согрешили. Однако даже это наше состояние в полном смысле нельзя назвать покаянием.
Иногда мы стремимся очиститься, и для этого начинаем тщательно вспоминать все то, что было в нашей жизни, все грехи, которые мы когда-либо совершили… Это глубокое внимание к себе, с которого начинается борьба со страстями, безусловно, имеет важное значение, потому что мы тем самым пытаемся оценить свою жизнь и осудить себя прежде Суда. Чтобы грядущий Суд Христов стал для нас Судом Милостивым. И, тем не менее, это тоже не может почитаться полным покаянием.
Полноценное покаяние – это изменение ума, как говорит греческое слово «μετάνοια». Изменение нашего сознания.
***
Древнегреческая приставка «μετα-» обозначает изменение, перемена + древнегреческое слово «νόος, νοῦς» — мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей.
Полноценное покаяние – это когда мы не только жалеем о грехах, раскаиваемся в содеянном, судим и осуждаем себя прежде Страшного суда Божия, но когда мы еще и преображаемся, когда течение нашей жизни меняет свое русло и развивается уже в новом благодатном направлении. Когда мы начинаем жить чистой, правильной и богоугодной жизнью. Вот это и есть подлинное, настоящее покаяние.
Потому что покаяние без плодов – это всего лишь первый шаг к покаянию. И этот первый шаг часто, к сожалению, не имеет продолжения в нашей жизни. И потому такое покаяние нельзя назвать подлинным и настоящим.
Сегодня Православная Церковь прославляет Предтечу Крестителя Господня Иоанна, которого мы называем Учителем покаяния. Предтеча, который крестил Самого Спасителя, не только других призывал к покаянию всецелому, но и сам изменил свою жизнь до неузнаваемости. Неслучайно Господь назвал его самым великим из рожденных женами. Иоанн Креститель изменил свою жизнь так, что она стала подобной жизни Ангелов.
Он жил в пустыне, питался акридами (от греческого слова «ἀκρίς», -ίδος – саранча), диким медом, превзойдя пределы возможности человеческого естества. И он не только призывал своих современников к покаянию, но через века простирает глас свой к нам с вами, до настоящего времени, и до конца времен, будучи свидетелем покаяния, будучи проповедником покаяния и будучи тем человеком, который сам принес плоды покаяния: изменился, преобразился, освятился и являет всем нам живой пример настоящего, подлинного покаяния. Аминь.
9 марта 2017 г.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве