25-летию возрождения Рязанского казачества посвящается
У казаков много своих, исконно казачьих традиций. Но при этом все они неразрывно связаны с Православием. Так, главным праздником у этих служилых людей всегда считался Покров Пресвятой Богородицы.
Исторически такая традиция была приурочена к чудесной победе над турками под Азовом (Азовское осадное сидение 1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «Жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу.
Судьба всех казаков связана с войной, с постоянным риском. Но во всех перипетиях им удавалось оставаться твердыми и преданными в своем служении Родине: ведь свою жизнь они вверяли Богородице, под Ее Покровом стойко преодолевая все страдания военного народа.
Казачий поэт Николай Туроверов писал:
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова..
. За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров.
Праздник Покрова в станицах всегда праздновался особенно торжественно. Храмы по утрам наполнялись казаками — красивыми, ладными, в полной казачьей справе. Рядом стояли казачки в красивых нарядах — жены, матери, дочери. В храм казаки всегда приходили семьями, с детьми.
В этот день у казаков сейчас, как и прежде, принято проводить Круг – особый казачий совет. И долгожданные казачьи Присяги приходятся на это церковное торжество.
14 октября 2017 года, в праздник Покрова, жизнь казачьих общин кипела и бурлила: торжественный день был полон важных событий. Со многих уголков епархии приходили весточки о том, что казаки готовят мероприятия: Круги, Присяги, Зарницы. Ряды Союза казаков-воинов России и зарубежья пополнились новыми членами — крепкими ребятами-сибиряками, десантниками, уже многое умеющими и знающими, сознательно сделавшими свой выбор в пользу православного казачьего воинства.
Нынешний год отмечен 25-летним юбилеем возрождения казачества на Рязанской земле. За четверть века многое произошло. Удалось сломать стереотипы, насильно внедренные в сознание людей в прошлом веке - например, о казаках, как о «ряженых с медальками». Восстанавливаются исторические факты, проводится много важных просветительских встреч, занятий. Немалое количество достижений украшает новые страницы казачества в нашем крае.
Всё начиналось в далёких 90-х годах, которые сейчас иначе как «лихими» редко называют. В это самое время собралось несколько неравнодушных рязанцев, которые, как рассказывает казак Константин Кузькин, стали думать, как среди «разгула непотребства в стране» объединить русский народ вокруг чего-то действительно стоящего и основательного. Вот тут и появилась идея возрождения казачества, тем более что именно с рязанской землей связаны первые упоминания о зарождении казачества как такового.
У истоков казачества в новое время стояли два легендарных человека, два казака: Анатолий Викторович Буслаков и Михаил Петрович Чуфистов. С Дона был привезён типовой Устав казачьего войска. Проведена работа по подготовке документов. И 26 октября 1992 года казачья организация «Союз Рязанских казаков» прошла регистрацию в Министерстве Юстиций города Рязани. Впоследствии из «Союза» выросли многие общественные объединения, само же казачье движение все эти годы росло и крепло. А тот первый, юридически заверенный документ бережно сохраняется до сих пор.
Казачество немыслимо без веры, и Церковь сегодня принимает казаков как своих верных чад. У неё одна цель: возрождение казачества и возвращение ему былого величия и исторического значения. Вносит свою лепту в это доброе дело и государство.
Вот так комментирует этот вопрос священник Вячеслав Штанько, руководитель отдела Рязанской епархии по взаимодействию с казачеством: «С точки зрения культуры, все нововерстаемые казаки вливаются в неё «с улицы», извне. Они не воспитывались в казачьих традициях, в их семьях нет преемственности духа казачества. Эти люди в момент вступления получают готовую среду, с её правилами и особенностями, среду, к которой они должны либо приспособиться, либо воспринять всем сердцем.
Что же толкает людей не просто вступать в ряды казаков, а создавать подобные общества?.. У многих людей, которые занимаются казачеством, мотивация такая: изнутри идёт, из души, как необходимость! Если не реализуется, то плохо бывает... Призвание такое от самого Бога. И не важно, где ты находишься: в Рязани, в Махачкале или в Оймяконе. Ты чувствуешь, что должен это делать. Это сродни, скажем, призыванию человека Богом на служение. Казачество, то, которое настоящее, очень на это похоже. Одному такое дело делать сложно, поэтому обязательно должны появиться единомышленники, которые захотят эти стремления разделить с тобой по-братски. И по-другому никак».