Не презирайте грешников!
Слово митрополита Марка 29 ноября, в день памяти апостола и евангелиста Матфея:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Вот уже более чем 2000 лет назад на нашу грешную землю пришел Спаситель. Пришел, чтобы очистить, освятить своих заблудших чад, вернуть их на путь богоподобной жизни, вновь привести к Богу.
Казалось бы, кого Господь должен был привлечь для служения делу проповеди? Наверное, самых благоговейных, самых чистых, самых благочестивых, самых добродетельных людей мира?
И действительно, Господь родился в среде избранного Богом народа, сохранявшего на протяжении веков верность своему Создателю среди моря языческих суеверий. И, конечно, в этом избранном народе были свои строгие блюстители Божественных законов, люди, которые прекрасно знали Божественное Писание, его толкование, люди, которые смыслом своей жизни ставили благоугождение Богу. Однако эти люди — книжники, фарисеи — оказались врагами Спасителя. Они не поняли Его, не приняли Его и распяли!
Кто же тогда оказался среди учеников Спасителя? Кто возвестил Его Евангелие, Его Благую весть людям? Это был, в том числе, один из самых «первых» грешников своего народа, всеми презираемый и ненавидимый за свое служение мытарь. Речь идет об апостоле и евангелисте Матфее.
Кем же он был, апостол Матфей?! Позорным коррупционером! Человеком, который служит интересам иностранного государства, интересам оккупантов.
Те, кто читал историческую литературу, кто смотрел исторические фильмы, знает, как относились после изгнания фашистов к людям, которые были коллаборационистами, то есть служили немецким захватчикам на оккупированных территориях. Таких людей ненавидели, их презирали как предателей, многих из них ожидала лютая расправа.
Вот и евангелист Матфей был тем самым коллаборационистом: мытарем, то есть сборщиком податей, сборщиком налогов, грешным человеком, который работал на иностранную оккупационную власть и который обогащался таким образом и сам.
И вдруг Господь призывает такого человека к Себе! Для обычных людей это могло показаться чем-то совершенно немыслимым. Это не укладывалось в рамки общественных представлений. Но Господь, провидев в сердце будущего апостола способность к покаянию и уразумению Истины, сказал ему: «Следуй за мной!» — и тот встал и последовал за Ним (Мф 9:9).
Апостол Матфей пошел за Христом, стал свидетелем Его проповеди, а затем оставил всем нам бесценное наследие — Божественное Евангелие. Апостол Матфей написал свое Евангелие специально для сынов Израиля, чтобы убедить их жестокие сердца уверовать во Христа, чтобы привести их к покаянию и соделать учениками Спасителя. В своем Евангелии апостол оперирует категориями, понятными для людей того времени. Говорит о Христе как о Мессии, как о Человеке, на Котором исполнились пророческие Писания, как о потомке Авраама и т.д.
Мы же, взирая на столь чудесное обращение апостола Матфея, будем стараться не выказывать людям своего пренебрежения. Мы же так часто относимся к кому-то снисходительно, к кому-то с неприязнью, в ком-то видим пороки, страсти, немощи, только в себе их, как правило, не замечаем.
Пример апостола Матфея – пример человека, который из бездны греха взошел на высоту свидетельства о Христе. И в итоге закончил свою жизнь мучеником.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, чаще поучатся Божественным Писаниям, слушать Евангелие, читать Евангелие, размышлять над евангельскими словами. И с другой стороны, имея в виду образ покаяния, образ обращения апостола Матфея ко Христу, стараться не презирать людей, которые могут показаться нам грешными, скверными, нечистыми, но в каждом стараться видеть образ Христов. Аминь.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве,
29 ноября 2018 года