Для чего Христос крестился в водах Иордана: проповедь в день Богоявления

.

Проповедь митрополита Рязанского и Михайловского Марка в день Крещения Господня.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Не очень знакомый с церковной жизнью человек может растеряться и недоумевать от обилия праздников, которые отмечает наша Православная Церковь. Совсем недавно было Рождество, сейчас отмечается праздник Крещения, потом будет Сретение, Благовещение и другие праздники.

Иногда может возникнуть впечатление, что это –  разноплановые и не связанные между собой события. На самом деле все эти церковные праздники имеют глубокий смысл. Они связаны воедино, связаны между собой внутренней логикой и внутренним последованием. Не случайно сегодня в чине освящения мы читали молитвы, в которых сквозила тема милосердия Божия о человеке.

Та же самая тема, которая звучала и на праздничных богослужениях праздника Рождества Христова. Господь, видя человека, мучимого грехом, пришел и воплотился не просто так, а для того, чтобы спасти человека. И не случайно в последних словах праздничного отпуста звучали слова «нашего ради спасения».

То есть Христос  пришел, чтобы спасти нас. Праздник Крещения – это праздник, связанный с водой, праздник освящения воды. Для чего же крестился Господь?

Крещению Спасителя  предшествовало крещение в Иордане многих жителей Иерусалима и его окрестностей. Какой был смысл этого крещения?

Кто-то может спросить: а как же люди крестились, если Господь еще не пострадал на кресте? Ведь мы крестимся уже после того, как Спаситель пострадал и искупил человеческий род. Ведь крест до распятия был позорным орудием казни. О каком же крещении идет речь?

Дело в том, что наше слово «крещение» является переводом истолкования, и если брать греческое слово, оно буквально означает «погружение». То есть люди приходили на Иордан и погружались, чтобы омыться и очиститься. Этих погружений, омовений было немало в ветхозаветной религии, и немало сохраняется сейчас в иудаизме.

Но крещение Иоанново отличалось от погружений и омовений, которые совершались в ветхозаветной религии, потому что Иоанн Креститель призывал не просто очищаться или  омываться водой.  Он призывал к покаянию, призывал людей каяться, исповедовать свои грехи.  И погружаться, омываться в водах святой реки Иордан.

Но крещение Иоанново отличалось от погружений и омовений, которые совершались в ветхозаветной религии, потому что Иоанн Креститель призывал не просто очищаться или  омываться водой.  Он призывал к покаянию, призывал людей каяться, исповедовать свои грехи.  И погружаться, омываться в водах святой реки Иордан.

Каков же был смысл крещения или погружения в воды Иордана самого Спасителя? Ведь Господь был безгрешен и не имел нужды в том, чтобы исповедаться каяться, менять Свою жизнь или смывать греховную скверну со Своих души и тела.

Господь погружается в воды, символически наполненные грехом. И Он, безгрешный, берет на себя всю тяжесть тех грехов, которые исповедовали люди, погружаясь в иорданские воды. Таким образом, Господь символически свидетельствует о том, что Он еще до креста, до Воскресения взял на себя всю тяжесть человеческого греха и страстей.

Для чего же Он это сделал? Для того, чтобы очистить, освятить и обновить человеческий род. И мы сегодня не только прославляем Спасителя, мы освящаем воду и погружаем в воду крест. Это символическое действие означает очищение воды, ее освящение. Все мы ищем обновления, очищения, и Церковь подает их всем  нам. Но нужно помнить, что святая вода имеет свое действие только в том случае, когда мы принимаем ее, омываемся ею, погружаемся в нее с верой и молитвой. Дай Бог всем нам, дорогие браться и сестры,  очищения, освящения и обновления жизни благодатью нашего Спасителя. С праздником!»