Притча о богаче и Лазаре - предостережение всем желающим жить в комфорте. Литургия в Христорождественском соборе (добавлена фотогалерея)

.

5 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани. За богослужением в этот воскресный день звучала притча о богаче и Лазаре. Ее взял за основу для своего наставления митрополит Марк, и своими словами он подтвердил знакомую внимательным людям истину: каждый раз читая, слыша и осмысливая тексты Священного Писания, можно находить в них все большую глубину и все новые жизненные примеры, актуальные для любой эпохи.

Свое архипастырское слово владыка начал с вопроса, над которым наверняка не раз задумался каждый присутствующий — о смысле человеческой жизни:

Для чего живет человек на земле, в чем смысл его существования? И, с другой стороны, — что помогает человеку оставаться человеком?

Обо всем этом говорится в сегодняшнем воскресном Евангелии. Изложенная в нем притча представляет нам две крайности: с одной стороны — богач, который жил исключительно в свое удовольствие, с другой — нищий человек, питавшийся крохами, падавшими со стола этого богача. В итоге, как говорит Евангелие, нищий был отнесен на лоно Авраамово и стал наследником райского блаженства, а богач утратил человеческое достоинство, проводя жизнь как обычное животное. Не случайно в Евангелии даже не упоминается его имя — потому что такая жизнь, как у него, не достойна наименования человеческой.

Нам порой кажется, что эти малопонятные реалии являются чем-то далеко отстоящим от нашей жизни. Вместе с тем, каждая эпоха отличается своими соблазнами и искушениями. И они часто приводят нас к цели, которой мы вовсе не чаем, к концу, которого не ожидаем.
А что мы видим в нашей жизни? Чем живет современный человек, какие стремления определяют его жизненный путь? Возьмите руководителя любой страны и вспомните, о чем он обычно говорит. Как правило, одно из принципиальных понятий, звучащих из уст народных вождей — благополучие. Они часто используют это звучное, красивое и яркое слово, один из корней которого обозначает благо. Вместе с тем «благополучие» означает исключительно изобилие земных плодов, существование в довольствии и богатстве. Причем не только правители, но и огромное количество людей лелеет несущественную, неважную, а точнее — соблазнительную цель в жизни.

Что мы обычно слышим в разговорах? Одно из широко распространенных расхожих слов, которое становится частым «гостем» любых человеческих бесед — «комфорт». Люди стремятся к комфорту, говорят о нем, настаивают на мысли, что в жизни все должно быть комфортно и удобно. Комфорт — это симптоматическое понятие в нашей жизни, которое очень часто описывает и внутреннее, и внешнее состояние человека.

О чем же говорят эти слова — комфорт, благополучие? О том, что современное человечество стремится как раз к тому запретному плоду, от которого Евангелие предостерегает нас содержанием сегодняшнего чтения.

Мы стремимся к расчеловечиванию, к тому уделу, который является исключительно существованием животных. В этой ситуации важно понять, до какого предела мы можем стремиться к внешним удобствам и обычному благополучию, к удобству в жизни.

Дай Бог всем нам помнить о той опасной черте, к которой ведет благополучие и комфортное человеческое существование. Дай Бог никогда не попадаться в ту ловушку, в которую угодил пресловутый богач из сегодняшней притчи!

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов